«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мы непременно должны помнить, братия и сестры, что заслуживаем прощения лишь в той мере, в какой сами прощаем других людей. Итак, не будем своим нежеланием простить уподобляться немилосердному заимодавцу. Перестанем, наконец, помнить зло и таить обиду. Понудим себя поступать по любви, постараемся быть великодушными по отношению к людям. Ведь тогда и Господь будет щедр и милостив по отношению к нам, тогда и Он не помянет нам наших долгов. Аминь.

На слова: и был со зверями

В самом начале Евангелия от Марка повествуется, как Спаситель наш Иисус Христос, приняв Крещение от Иоанна, удалился в Иорданскую пустыню. «И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, — говорит Евангелие, — и был со зверями; и Ангелы служили Ему». Обратим здесь внимание, братия и сестры, на выражение «был со зверями» — что означают эти слова? Ведь не случайно же святой Марк упомянул о зверях?

Конечно нет. В Священном Писании все имеет глубокий смысл, и каждое слово имеет свое значение. В данном случае выражение «был со зверями» имеет буквальный смысл, оно означает, что ко Христу в пустыне приходили ее обитатели — дикие звери. Пустыня Иорданская была местом совершенно безлюдным и, значит, подходящим для обитания животных. Кроме того, неподалеку здесь протекала река Иордан, куда животные приходили на водопой. Какие же виды зверей и птиц могли там обитать? Самые разные. В Библии, например, упоминаются антилопы, лани, зайцы, вепри, олени, лисы, волки, львы, леопарды, медведи, орлы, аисты, голуби, дрозды, перепелки, павлины, цапли, ласточки, чайки. Всех этих животных и птиц вполне мог встретить Христос в Иорданской пустыне. Вот что означает выражение «был со зверями». Однако возникает другой вопрос: зачем звери приходили ко Христу, какой в этом смысл?

Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить, что Господь наш пришел в мир ради спасения не одного только человека, но и всей твари, всего творения Божия. Это видно, например, из слов апостола Павла, который говорит, что все творение стенает и мучится из-за падения Адама и что оно ожидает избавления от рабства смерти. При падении Адама вместе с человеком повредился и стал тленным весь мир, вся вселенная. Это понятно: ведь Адам был царем творения, он возглавлял его, и когда подпал под власть диавола и смерти, то увлек за собой под эту власть все, что было ему подчинено, то есть весь мир. Через падение Адама в мире воцарились смерть и тление. Как люди, так и прочие твари — звери, птицы, рыбы — стали смертными. До падения же Адама так не было, ибо Бог не сотворил смерти ни для человека, ни для живой природы. По словам святителя Феофана Затворника, «тварь, как и человек, сотворена прекрасной, доброй и чуждой смерти. Отдана она во власть человеку, как царю ее, для того, чтобы тот, будучи сам чист, свят и бессмертен, поддерживал ее и хранил в чистоте и добре».

Богословы говорят, что Адам должен был возглавить сотворенный мир и привести его к Богу. Но Адам разрушил этот Божественный план: он пал и увлек за собой в падение все творение, весь космос. Вместо того чтобы привести его к Богу, он, наоборот, увел его от Бога далеко-далеко. Однако Господь не оставил Свое творение в состоянии падения и смерти. Он по-прежнему хотел привести его к Себе. Для того чтобы это осуществить, Он избирает теперь другой план: хочет Сам стать человеком, чтобы прийти на землю и Самому исполнить то, чего не исполнил Адам. Таким образом, можно говорить, что Христос есть как бы Второй Адам. Первый Адам был родоначальником ветхого человечества, зараженного грехом и смертью. А Христос, Второй Адам, явился родоначальником нового человечества. Новое человечество — это те, кто верует во Христа и идет за Ним. Новое человечество в свое время будет избавлено от рабства смерти. И вместе с ним от этого рабства будет избавлено все творение, вся живая природа.

О том, что избавления от смерти ожидают не только люди, но и живая природа, писал в послании к Римлянам апостол Павел. По его словам, тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих — то есть того времени, когда люди, усыновившись Богу, получат свободу от смерти. Комментируя эти слова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как тварь сделалась тленной, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственной ему».