«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

После падения Адама звери стали мстить человеку за то, что он не привел их к Богу, но, напротив, явился причиной их страданий и смерти. За долгие века истории такое состояние утвердилось и стало восприниматься как совершенно естественное. Но вот Христос, явившись в нашем мире, пришел в пустыню, и звери вдруг узнают в Его человеческой природе своего Царя и приходят к Нему, как когда-то к Адаму в Раю. Это событие несомненно подтверждает нам богословскую истину, что Христос восстановил в Себе первоначальное достоинство человеческой природы. И свидетелями тому является не кто иной, как дикие звери Иорданской пустыни.

В книге пророка Исаии описывается грядущее Царство Христа, и там сказано, что в этом Царстве «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». Из этих слов видно, что в Царстве Христовом будут присутствовать не только люди, но и звери тоже. Однако нам нужно помнить, что Царство это будет совершенно непохожим на наш мир. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Познай также и то: что это за прославление и светлосиянность твари будет в будущем веке! Ибо когда она обновится, то ... будет такой, каким, по слову божественного Павла, будет наше тело... Вся тварь по повелению Божию имеет быть по всеобщем воскресении не такой, какой была создана — вещественною и чувственною, но имеет быть пересоздана и соделаться неким невещественным и духовным обиталищем, превысшим всякого чувства».

Из слов святого Симеона видно, что Будущий век есть великая и до времени сокрытая от нас тайна, он не похож ни на что земное. Некоторые высказывали мнение, что даже таких незыблемых категорий нашего мира, как пространство и время, там уже не будет, но все это изменится и станет чем-то совершенно другим, подобным, может быть, той первоначальной тварной вечности, о которой писал святитель Василий Великий в книге Шестоднев. Ведь не напрасно сказано в Библии: не видел того глаз, не слышало ухо, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его…

Апостол Павел говорит, что мы живем на земле, имея в себе только начаток Духа, и ожидаем полного усыновления и избавления тела нашего от смерти. Вместе с нами ожидает такого избавления вся живая природа — звери, птицы, рыбы, — вся тварь Божия. Но пока оно еще не наступило, мы продолжаем жить с животными в одном мире, разделять с ними одну общую землю. Как должны мы к ним относиться?

Ответ простой: мы должны относиться к животным по-доброму, любить и по возможности помогать им. Блажен, кто и скоты милует, говорит Священное Писание. Ведь если мы любим Бога, то, конечно, должны любить и все, что Им создано, все творение Божие. Примером здесь опять-таки являются святые отцы, которые любили животных и часто имели с ними самую настоящую дружбу. Так, например, из жизнеописания старца Паисия Афонского, святого нашего времени, видно, что он дружил с самыми разными животными и птицами. Старец говорил: «Дикие животные — это очень любочестные создания. У диких животных я нашел больше любочестия, чем у многих людей. Лучше дружить с животными, чем с людьми мира сего. Если — после Бога — ты хочешь иметь истинного друга, то подружись со святыми. Если же у тебя нет друзей святых, то дружи с дикими животными».

Итак, братия и сестры, учась во всем у святых, будем подражать им и в том, как они относились к животным. Конечно, у нас чаще всего нет возможности дружить с ними так, как дружили они. Но постараемся, по крайней мере, ничем не обижать животных, постараемся по-доброму к ним относиться, постараемся научиться их любить — любить все то, что, подобно нам, было создано Богом. Аминь.

Успение Божией Матери

Успение Божией Матери есть один из самых великих праздников Церкви. Он входит в число так называемых двунадесятых праздников, и в среде верующего народа его называют Богородичной Пасхой. На Руси это праздник пользовался великим почитанием, и ему были посвящены древнейшие русские храмы: Успенская церковь в Киеве, Успенские соборы во Владимире и Москве. Из этого видно, что Русь не зря называли «домом Пресвятой Богородицы», ибо именно Божией Матери русский народ неизменно посвящал свои главные храмы, чувствуя Ее особенное участие в судьбах родной земли.