«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Не нужно думать, братия и сестры, что Бог творил чудеса только в далеком прошлом, а в наше время уже не творит. Господь пребывает вне времени и остается неизменным вовеки. Он и в наше время творит чудеса по молитвам тех, кто имеет веру. Беда наша в том, что мало у нас веры, и редко сейчас встретишь человека, имеющего ее. Речь идет, конечно, не о догматической вере, догматическая вера у всех у нас есть, ибо все мы веруем во Святую Троицу, в Богочеловека Христа и прочие христианские догматы. Но не об этой вере идет сейчас речь, а о другой — о которой Христос сказал, что если бы ее было в нас хоть с горчичное зерно, то мы двигали бы горы. Вот такой благодатной веры в нас очень и очень мало, а потому и чудеса в наше время хотя и совершаются, но редко. Раньше, в прежние времена, веры в людях было больше, и чудеса совершались часто, тогда для христиан это было привычно и знакомо. Но в наше время вера до крайности оскудела, а вместе с ней оскудели и чудеса Божии.

Благодатную веру христиане должны стараться приобрести. Как ее приобрести? Такая вера есть дар Божий, и дается он тем, кто сам полностью отдал себя в волю Божию и старается жить точно по Его заповедям. Преподобный Амвросий Оптинский причину нашего неверия видел в человекоугодии. Он указывал на известные слова Христа: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» Ибо все мы живем больше по каким-то своим человеческим понятиям, а не по воле Божией, намного больше угождаем людям, чем Богу. Поступая так, мы не даем всемогущим силам Божиим войти в нашу жизнь и действовать в ней. Старец Паисий Святогорец говорил, что эти силы рядом, что они готовы помочь нам, но наше духовное устроение, далекое от совершенства, препятствует этому. Наше устроение должно быть правильным, евангельским, тогда не будет препятствий для помощи Божией и для чуда. Но для того, чтобы прийти в это устроение, нужно много потрудиться, чтобы исполнить в своей жизни заповеди Христа.

Итак, братия и сестры, благодатная вера есть великая сила, соединяющая человека с Богом. Через нее всемогущий Бог входит в нашу жизнь и действует в ней. Такая вера, как и все высшие дары, дается Самим Богом, однако зависит это и от наших усилий, — Господь дает ее в ответ на труды, понесенные ради Него. Чтобы получить дар веры, нужно стараться в своей жизни угождать только Богу, стараться исполнить Его заповеди, Его волю. Если мы их исполним, то получим этот дар, и тогда, подобно святым, тоже будем иметь великое дерзновение к Богу, тогда и по нашим молитвам сотворит Господь чудеса. Аминь.

О любви к Богу и к ближнему

Господь наш Иисус Христос на вопрос одного законоучителя, какая заповедь есть самая главная в Законе Божием, отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Из этих слов Спасителя видно, что тот, кто исполнит заповедь о любви, то есть научится любить Бога и ближнего, тот исполнит весь Закон Божий. Поэтому все хотящие угодить Богу должны постоянно задавать себе вопрос: исполняю ли я эти две главнейшие заповеди — то есть люблю ли я Бога и люблю ли я ближних?

Как определить, любим ли мы Бога? Святые отцы указывают признаки такой любви. Если мы кого-то любим, говорит преподобный Силуан Афонский, то хочется о том думать, о том говорить, с тем быть. Если, например, девушка влюбилась в какого-то юношу, то она непрерывно о нем думает, и все ее мысли бывают им заняты, так что даже во время работы, учебы, еды или сна она не может его забыть. Попробуем применить это к себе: вот мы, христиане, которые должны любить Бога всем сердцем, всей душой и всеми силами, — часто ли мы вспоминаем о Боге? Думаем ли мы о Нем во время работы, еды или сна? Увы, ответ на этот вопрос будет неутешительный — о Боге мы вспоминаем не особенно часто, или даже, можно сказать, редко. Наши мысли почти всегда бывают заняты чем угодно, только не Богом. Ум наш прилепился к земле, к земным заботам, земной суете. Даже когда мы молимся или присутствуем на богослужении, ум наш часто бродит неизвестно где, — по распутьям мира сего, так что присутствуем мы в храме только телом, тогда как наша душа, и ум, и сердце пребывают где-то далеко за его пределами. И если дело обстоит так, то это верный признак, что мало мы любим Бога.

Как еще проверить, исполняем ли мы первую заповедь, то есть любим ли мы Бога? Для этого нужно обратить внимание на то, как мы исполняем вторую заповедь — о любви к ближнему. Дело в том, что эти заповеди неразрывно связаны между собой, и невозможно исполнить первую без соблюдения второй. Если кто говорит: «Я люблю Бога», но при этом не любит ближнего, то такой человек, по слову апостола, является лжецом. Вот и мы, если думаем, что любим Бога, но при этом не любим ближнего, то есть ссоримся, не прощаем обид, имеем неприязнь, то обманываем самих себя, ибо любить Бога, не любя ближнего, невозможно.