Православие и современность. Электронная библиотека-Священник Артемий Владимиров-О рождении и воспитании ребенка-© Интернет-издание

Беседа четвертая. Первые уроки веры

Беседа пятая. Самый нежный возраст

Беседа шестая. О чтении Евангелия

Беседа седьмая. Родительские ошибки

Беседа первая. Зачатие

В одной из просьб, пришедших в редакцию "Радонежа", заключалось пожелание, дабы мы посвятили некоторое время молодым супругам, будущим мамам, или тем, кто уже благополучно разрешились от бремени, и преподали бы таковым благочестивым душам, избравшим путь законной семейной жизни, освященной венчанием, несколько спасительных советов.

И прежде всего приходит на ум, когда размышляешь о столь важном предмете, сокрушение, скорбь и сетование. Помните, как плакал на развалинах Иерусалима вещий пророк Иеремия, плакал и рыдал, созерцая повсюду разорение: уведены были в плен в далекий Вавилон соотечественники его и не могла утешиться душа пророка, хотя и знала, доподлинно знала, - случилось это по грехам человеческим, не без воли Божией. Так и ныне пастыри Божии плачут, когда надлежит им размышлять и говорить о жизни в семье, ибо диавол более всего, как кажется, ненависти и коварства направляет во Святая святых - сердца человеческие, дабы соделать эти сердца неспособными к жертвенной любви, на которой и зиждется православная семья.

И особенно достойно плача то, что наши дети, их благобытие, духовное и телесное здравие почти что всецело находится в руках их будущих родителей. Какая девушка, выйдя замуж, не мечтает, чтобы ее дитя было благо, сильно, красиво, добро, не надеется, что ее ребенок некогда утешит седины родителей?

Но как мало ныне молодых людей, которые прилагают к этим мечтам благочестивую жизнь! Яблочко недалеко падает от яблони, и если свят корень, то благочестивы и ветви, а если червь подточил ствол дерева, можно ли ожидать сладких плодов, когда придет время урожая?

Итак, прежде всего православным супругам должно молиться о даровании им дитяти. Те, кто памятуют о молитвах венчания, не забыли как призывалось на главы жениха и невесты огненное благословение: "Благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру, благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил еси Исаака и Ревекку, благослови их, Господи Боже наш, якоже благословил Иоакима и Анну!" Что это за имена? Что это за супруги? Чем они были приятны Богу? Тем, что молились о даровании им дитяти, тем, что знали: дитя - это благословение Божие, это чудо Божие, это радость, которая должна быть вымолена.

Вот почему истинно молитвенные супруги никогда не будут уязвлены диаволом, который понуждает мужа и жену в жертву сладострастию приносить естество. Наши дети страдают еще до своего зачатия, а если точнее сказать, те страдания, которые причиняют друг другу сладострастные родители, ругаясь над собственным естеством, отражаются на телесном и душевном состоянии их будущих детей.

Вот почему Церковь выделила в неделе три святых дня, сопряженных со страданиями Христа: в среду Господь наш был предан Иудою, в пятницу Христос Бог, как человек был распят на Кресте, в воскресение - воскрес. Супруги, благоговея пред Кровью Христа, излитой со Кресте, в ночь под среду, под пятницу, под воскресенье живут раздельно, не смея прикасаться друг к другу, по взаимному согласию, посвящая время молитве, чтению Евангелия, богомыслию. Церковь свидетельствует, что если чадо зачато в святой день, если святой день поруган похотью родителей, то оно лишается по вине родителей всего богатства благословения Божия. Говорят, что Иуда был зачат своими родителями во дни поста, дни священные для ветхозаветных людей.

По свидетельству некоторых церковных писателей, состояние души ребенка во многом предопределяется состоянием сердец родителей в священный час зачатия. Мужу и жене, любовь которых священна, ложе которых чисто и непорочно, должно заботится о целомудрии сердечном. Освящены наши родительные способности, но сердце - это наш жертвенник, на котором должен воскуряться лишь фимиам нетленной, чистой молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!