Православие и современность. Электронная библиотека-Священник Артемий Владимиров-О рождении и воспитании ребенка-© Интернет-издание

Если люди по своему духовному невежеству отдаются сладострастным помыслам, мечтаниям, воображениям, если растлевают себя неестественным блудом, то они тем самым они уже подтачивают творческие силы своего ребенка. Если дитя зачинается в табачном дыму, в пьяном угаре, там, где царствует лишь страсть, там, где нет места смиренной молитве: Господи, исполни чрез нас Святую волю Твою! Господи, Тебе посвящаем наше будущее дитя! Господи, мы лишь слабое орудие Твоего Промысла, Ты Сам, Твоя десница да благословит нас на святое дело! - там где нет этого молитвенного устремления к Богу, а есть лишь животная похоть, то тем самым мы уже обрекаем наше дитя на страстность, лице его будет не так светло, как могло бы быть.

Что говорить о тех матерях, которые имея во чреве дитя, чувствуя, как оно бьется под сердцем, рабствуют сладострастию, по своей ли вине, или по настоянию супруга, и имеют супружеское общение? Рекомендую таковым смотреть передачу "В мире животных", ибо животные учат нас жить по-человечески. Никакая кошка не допустит к себе Барсика, коль скоро почувствует: "там" - будущие котята; но напротив - ощерится, зашипит, подымет уши, выпустит когти и скажет на своем кошачьем языке: "Уходи, постылый, ты не нужен мне!"

Поэтому, исходя из священнической практики, можно утверждать: страшные несчастья - выкидыши, которые случаются у многих женщин, желающих иметь детей и рожать их во славу Божию, имеют место не без их вины: либо не освящен брак, либо дитя страдало и было утесняемо, когда супруга отдавалась супружеской жизни, в то время, как сего уже не требовало естество.

Будущей матери должно быть весьма покойной, мирной и тихой. И для того, чтобы уродливые женские капризы, которые обычно проявляют чревоносящие, не растлевали наше сердце, не ущербляли его, должно готовящимся родить чаще приобщаться Святых Христовых Тайн. "Чем чаще, тем лучше!" - так говорит преподобный Серафим Саровский. Конечно, с сознанием своего недостоинства, конечно, с великим благоговением и трепетом, конечно же, чувствуя, сколь мы немощны, и сколь нужна сила Божия, освящающая и нас, и плод во чреве.

Должно помнить, что всякий крик, всякое нечистое слово уже оскверняет ребенка, уже напечатлевает на его утробном сердце образы порока и страстей. И напротив, совершенно иначе складывается судьба младенчика, если будущая мать в молитвенном устремлении часто созерцает икону Пречистой Божией Матери. Особенно трепетно должно беременным молиться перед Феодоровской иконой Божией Матери, а также обращаться к Святой Великомученице Екатерине, которая была девственна, уневещена Христу, именовалась и именуется невестой Христовой премудрой, но которая по промыслу Божию покровительствует готовящимся родить.

Очень важно обращаться к священнику накануне родов и попросить своего духовного отца или просто внимательного батюшку почитать молитву на разрешение от бремени. Какие это чудные молитвы! В заключение этой беседы я лишь только воспомяну несколько прошений из этих молитв. Две молитвы есть у священников: одна молитва обращена к самому Господу, а другая - к Божией Матери.

Какие трогательные слова составлены Духом Святым, которые слышит мать, преклонив колена, над своей главою: "О Мати Божия! Ты сама знаешь естество матери и чада. Ты не потребовала помощи, но нетленно родила Сына Своего и Бога. Ныне же подаждь помощь требуемую рабе Твоей, Тебе смиренно молящейся, и даруй ей легкое, благополучное разрешение от бремени. Сама приими ее дитя и сохрани мать и младенца от всякой заразы, от всякой нечистоты, от лукавства диавольского, от всякого мора, но огради Ангелами сияющими рабу сию и сподоби младенца, емуже в оный час надлежит родитися, таинства Святаго Крещения".

Беседа вторая. Рождение

Тема нашего нынешнего собеседования - рождение ребеночка, и какое это великое чудо! Настолько великое, что Сам Спаситель счел необходимым, ради нашей пользы, рассказать о нем, засвидетельствовать о нем, упомянуть о нем в Евангелии Царства: "Женщина, егда рождает, терпит скорбь велию, но когда явится человек на свет Божий, то от радости забывает муки", забывает страдания, и радость эта бывает на ее изможденном челе. И точно: священникам приходится наблюдать эту дивную, святую радость, струящуюся из очей молодой мамы. Женское естество раскрывается либо в благословенном безбрачии, служении Божией Матери, ангельском состоянии монашества, либо в материнстве. И такая чистота сопряжена с материнством, такая святыня! Остается только удивляться: как это ныне новое молодое поколение, "его грядущее иль пусто, иль темно", - я разумею людей, не ищущих веры, - не умеет трепетно созерцать красоту материнства?

Между тем, всякая молодая мама, попадая в отечественный роддом, попадая в эту обитель скорби и радости, должна готовиться к испытаниям. И прежде всего она должна знать: если, коль попустит Бог, роды будут тяжелыми, если жизнь младенца будет находиться в опасности, если он лишь вздохнет три раза, а затем душа его изъята будет из младенческого тела, мы да приуготовим себя.

Всякая мама, - как ни печально, но должна знать об этом, - всякая мама должна наизусть знать тайносовершительную формулу святого крещения, и свершить крещение обязана или она сама, или добрая няня (непременно сама православная), или кто другой над младенцем, которому надлежит умереть, едва лишь он только появился на свет. Только пусть это будет православный христианин, хотя бы не священник, не монах. Должно иметь с собой бутылочку святой воды, в идеале - воды Таинства Крещения, можно ведь попросить у батюшки, перед тем как идти в роддом!

И вот перед вами младенчик, жизнь которого еще теплится, и вы, не спрашивая его согласия, а лишь только веря словам Христа: "Не запрещайте таковым приходить ко Мне, - новорожденным детишкам, - их ведь есть Царствие Божие", - вы брызгаете тихонько на младенчика, можете перстом на нем крест обозначить, и произносите эту самую крещальную формулу: "Крещается раб Божий (например, Иоанн) во имя Отца, - брызнули и запечатали словом: Аминь, - снова брызнули, - и Сына. Аминь, - в третий раз брызнули - и Святаго Духа. Аминь".

Конечно, правильное совершение Таинства Крещения - через погружение, но не всегда бывает возможность это совершить, когда обстоятельства этому не благоприятствуют. Итак, три капельки воды с этими словами произнесенными, коль попадут на чело младенчика, трижды оросят его, соделают его Христианином и спасенным во веки веков. Аминь.