Православие и современность. Электронная библиотека-Священник Артемий Владимиров-О рождении и воспитании ребенка-© Интернет-издание

В каждом имени запечатлена тайна личности. Должно вникать в имя, которое мы носим. Если тебя зовут Татьяна - учредительница, распорядительница, это значит, что дом твой и хозяйство должно быть в полном порядке: все ложки, плошки - лежать на своем месте, в баночках здесь - тмин, там - корица, там - горчица, должен быть порядок.

А если тебя зовут Андрей - мужественный, то значит трусость тебе вовсе не к лицу, и уж, само собой разумеется, нужно знать житие своего святого, ибо его подвигам должен ты разумно подражать. Если ты назван в честь Преподобного Сергия - стремись к сердечной молитве, если у тебя святая праведная Иулиания - умей обращаться с людьми в духе мира и любви, а если ты - Архангел Михаил, то воюй против сатаны, не избивая людей дубинкою, а борясь со страстями и сокрушая их в тайне своего сердца.

Беседа четвертая. Первые уроки веры

Побеседуем о первых уроках благочестия, которые молодая мама должна преподавать своему розовощекому дитяти, своему "бэби", своему младенчику, который недвижимо, перепеленато лежит в люльке, лежит в кроватке и смотрит на мамочку чистыми, блестящими, невинными глазками.

- Помилуйте, о чем Вы говорите! А не рано ли?

- Не запрещайте детям, рожденным в церковных семьях, рожденных там, где благочестие сияет, приходить ко Мне уже с младенчества через Таинство Крещения, ибо их есть Царство Небесное.

- Батюшка, а не правы ли западные христиане, которые лишь в двенадцать лет совершают конфирмацию, то есть таинство Миропомазания (если есть вообще вне Православной Церкви таинства) над детьми, а младенцев же не помазуют там миром?

- Друзья мои, не будем учиться у инославных, ибо один учитель у нас - Христос, пребывающий в лоне Православной Церкви, ибо Церковь Его есть Тело, а мы - члены этого Тела. Пока будем слушать лжеучителей, будем помрачаться, и сами себе сложности создавать. А более всего, - явим неблагодарность и злобу к нашим детям, которые нуждаются в полноте духовного окормления с первого дня появления на свет.

Итак, крещено дитя, миропомазано, облеклось оно даром Святаго Духа, благодатью премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия. Как возгревать эти дары в ребенке? Прежде всего новорожденное дитя должно почаще приносить ко груди Матери-Церкви. Никто не укоряет младенчика за то, что он требует груди материнской, никто да не запрещает младенчику питаться груди церковной: я разумею Таинство Причащения.

Мать! Как ты смеешь искушаться мыслями и сомнениями, что ребеночек твой заразится, приступая к Святой Чаше? Как ты можешь других заражать своими сомнениями, говоря: "Из одной ложечки-то да в уста моему младенчику! А перед ним кто там причащался, откуда я знаю?". Раскрой свои очи, мать, пошире и узри, что причащает младенчика не священник, а шестокрылатый Серафим! Неужто ты так плохо училась в школе, что не понимаешь строф известного пророческого стихотворения:

- В пустыне мрачной (неверия, маловерия) я влачился и (вдруг) шестокрылатый (церковный) Серафим передо мною (негаданно-нежданно с неба) появился. Именно об этом Таинстве написал замечательные строки великий русский поэт

Итак, Бог наш есть Огнь, поядающий всякую нечистоту, всякую болезнь! Причащайте, родители, младенцев хоть ежедневно, - они будут благодарить вас всю жизнь, ибо сказано в Псалтири: "Ты, Господи, хранишь младенцев". И паче тех младенцев хранишь, с которыми пребываешь, в сердцах которых созидаешь обитель вкупе со Отцем и Духом. Если будем причащать младенцев по воскресным дням, Бог сохранит их от злого человека, дурного глаза, от гриппа, свинки, хрюшки, краснухи, от всех страшилищ двадцатого столетия.

Но мало только причащать младенца. Должно быть и духовное домашнее воспитание.