О покаянии (3)

У меня есть источник; не имею нужды в твоей сухости. У меня Христос, и я обличу твое беззаконие.

Но Он совершил чрезвычайное и не даст человеку маловажного? Не отверг нечествующих и не приимет кающихся? Призвал преступников закона и отвратится от обращающихся? Помиловал хульников и не умилосердится над умоляющими Его? Или однажды Он милует, а в другой раз наказывает? Сегодня - Отец, а на утро - чужой? Сегодня изъявляет любовь, а на утро по скудости не сделает этого! Сегодня благ, а на утро жесток! Сегодня, вняв ласкательству, снабжает, а на утро, став благоразумным, не дает Себя в обман! Прочь с такими умствованиями! Невозможное говоришь ты, человек! Бог неизменяем, непревратен. Павел говорит, что нераскаянна дарования Божия (Рим.11:29). Да и почему же Сам повелев молиться: Остави нам долги наша (Мф.6:12), переменил свое намерение прощать грехи? Не оглашенным повелел молиться о сем. Не молитва ли это верных? Как же ты говоришь, что после крещения нет покаяния?

Отвечаешь ты - Павел говорит: Невозможно просвещенных единою паки обновляти в покаяние, распинающих себе Христа (Евр.6:4.6), невозможно принимать преступников. Итак, кратко скажу тебе смысл сего учения, чтобы не продлилось слово при истолковании. Павел сказал не о покаянии, но о втором крещении, потому что крестившемуся во Христа невозможно быть крещенным снова. Сам апостол говорит: Елицы крестихомся во Христа, в смерть Его крестихомся (Рим.6:3). Итак о крещении сказал, что падшим невозможно снова распинать Христа, то есть, снова креститься. Один крест - одно, говорит, и крещение. Ежели есть другой крест - есть и другое крещение. К Евреям писал Павел и хотел доказать, что крещение Христово не есть что-либо обыкновенное. Они думали о крещении, что оно подобно совершавшимся под законом. Итак, в удостоверение их говорит: у нас невозможно падшим креститься снова. Иудеи совершают различные крещения, как прежде обличил их Павел, рассуждая об очищении; и Христос показал, что подзаконное крещение есть дело обыкновенное, потому что фарисеи непрестанно крещаются, пребывая нечистыми (Мф.23:25). Омывай, говорит Он, не внешность блюда, но внутренность полную хищения и горечи. Не о покаянии сказал Павел, что невозможно оно для просвещенных, но о перекрещивании.

Ты строишь все на умозаключениях, а я представлю во свидетельство дела апостола. Докажу тебе, что утверждаемое тобою клевета на апостола, и побужду покаяться. Что говорит он Галатам, отступившим от веры? Чадца моя, ими же паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (4:19). Поелику рождены они были с болезнями для Павла, то есть, искушениями и скорбями, то и сказал посему: паки болезную, потому что были уже крещены о Христе. Если же не отверг целой во граде церкви мужей, прежде верных, но отступивших от веры, а креститься двукратно или многократно запрещал, то ужели некрещенным сказав: течасте добре (Гал.5:7); кто вы прельстил есть не покоритися истине (3:1)? Ужели некрещенным также сказал: Толика пострадаете туне? Аще точию и туне (4). Ужели некрещенным сказал: Подаяй убо вам Духа Святаго и действуяй силы в вас от дел ли закона, или от слуха веры (5)? А если апостол и принадлежащим к клиру не возбранял покаяние, то как утверждаешь, что после крещения нет покаяния.

Давид говорит: Духа Твоего Святаго не отъими от мене (Пс.50:13); как же не имеют покаяния согрешающие по принятии благодати Святаго Духа? Он был пророк, но согрешив покаялся, и Бог простил ему, а мне законно каящемуся не простит? Давид говорит: Воздаждь ми радость спасения Твоего (Пс.50:14), потому что по совершении им прелюбодеяния радость была у него отнята и возвращена покаявшемуся, так как и после сего до самой смерти Давид пророчествовал.

Апостол Петр, после того как поставлен был в апостола, совершил силы и знамения благодатию Святаго Духа и крестил в Иерусалиме, отрекается от Христа и покаявшись не отвержен, потому что плакася горько (Мф.26:75), но сподобился сладостной благодати. Христос простил ему, потому что не может прощать человек, как скоро согрешит кто против Бога. Соблазнился Петр настоящим мнением своим о Христе и не от Бога отрицается он, а напротив того, соблазн креста имеет оправданием мнение его о Христе. Потому и Христос, как Бог, непроизвольно отрекшемуся скоро прощает. Христос и прежде креста был Бог, но Божество сокрыто было от всех живущих на земле. Петр не видел невидимого; увлеченный же видимым теперь поползнулся, однако же покаявшись принят.

Петрово отречение не обращай для себя в повод к небрежению. Он увлекся за другими, а ты безмятежно должен хранить веру, как утвержденный долговременным учением. Он скоро приобрел Христа и сподобился прощения. А ты не знаешь еще, отпустит ли Он тебе грех или нет; ибо сего люди не могут прощать, хотя бы то были Ной, или Иов, или Даниил. Петра извиняет крайность, но гибель угрожает совращающихся без крайности. Ибо день Господень тьма, а не свет (Амос.5:20).

Итак есть, человек, покаяние, потому что нет ничего невозможного для Бога. Нет покаяния для тех, которые торгуют покаянием. Кто в надежде на покаяние пребывает во грехе, тому нет покаяния. О таковых и сказано, что покаяние не имеет для них силы, потому что думают, будто бы Богу приятны ругатели. Кто небрежет о Боге, чтобы благоугодить Богу, тому нет покаяния. Кто знает, что зло пагубно, и не перестает делать оное, тот не прощен будет по смерти, потому что служил греху. На суде нет покаяния, потому что дело Судии не прощать, но произносить суд о поступках, в которых признаются. На суде последует определение; и как возможно приносить покаяние в воскресение? Если бы воскресли мы для чадородия и устройства жизни, то была бы надежда на покаяние, потому что жизнь опять была бы училищем, и в нашей власти состояли бы и свободное произволение и разум. Никто не видывал, чтобы пред судиею стоял разбойник без уз, а прелюбодей и расхититель гробов ходил спокойно. Так и для нас на суде будут узами обличение, стражею предстояние с подсудимыми, порабощением совесть и стремление произволения, приводимо в бездействие исследованием Судии.

Не проповедую покаяния, чтобы не стать тебе небрежным, но и не отвергаю его, чтобы не впасть тебе в отчаяние. Не говорю: "Будь теперь небрежен, тогда покаешься", не учу грешить во время жизни и приносить покаяние на суде. И пророк сказал, что нет исповедания во аде (Пс.6:6). И после крещения, согрешив, можно нам покаяться, но не должно быть небрежными, понадеявшись на покаяние. Если тот имеет на себе грех, кто зная, что хорошо, не делает сего, то кольми паче грешит, кто зная, что худо, делает это?

Если же покаяние - прекрасное дело, то отметающий оное делает худо, и само покаяние вознегодует на него, зачем думал будто бы оно боится худого, так что не в состоянии и помочь человеку. А если, услаждаясь грехом, будешь коснеть в нем, то покаяние отвратится от тебя, потому что знал ты, как оно хорошо, и предпочел ему грех. Покаяние проповедует оставление грехов, но не терпит, чтобы пренебрегали им. С обращающимися оно неразлучно и отвращается от пребывающих во грехе. Послушай, что говорит Бог: Нечестивый, пришед во глубину зол, нерадит (Притч.18:3); почему возопиют, говорит еще: и не имам услышати их (Зах.6:13).

Говоришь, что нет покаяния после крещения; а как же евангелист Иоанн сказал, что Христа Ходатая имамы ко Отцу: и Той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира (1Ин.2:1.2)? И себя включил здесь святый, желая показать, что покаяние простирается и на согрешивших по принятии даже столь обильной и высокой благодати, какую имел святейший евангелист Иоанн. Говоришь, что нет покаяния после крещения? Злой ты раб, зарывший талант свой в землю; потому что не проповедал покаяния, чтобы слово приобрело себе души грешников для избавления от осуждения и для спасения. Итак знай, что нечестиво не верить покаянию.

С таланта начали мы слово, талантом и заключим, во много крат приумножая Богу спасение наше, да в воскресение приимет Он нас по милости, щедротам и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.