Ответ брату о священнике Илии

Ответ брату о священнике Илии

Вопрос. Писание говорит о священнике Илии, что злословиста Бога сынове его, и не наказа их (1Цар.3:13); хотя слышим также, что отец делал им замечания и вразумления (2Цар.23-25).

Ответ. Будь внимателен к себе, чтобы ум твой, став очень любопытным, не уклонился с правого пути, блуждая, где не должно: потому что все есть дело веры. А если нет веры, то колеблющийся не найдет, чего доискивался. Ибо сказано: аще не уверите, ниже имате разумети (Ис.7:10). Об Илии говорится, правда, что не одобрял он детей своих, делавших худое. Но впрочем легко мог он и оставить зло, как показывает последующее слово. По крайней мере, что принял ты за вразумление, то не вразумление, а нерадение о любви к Богу; почему поведение Илия доходит до крайнего предела снисходительности. Но и в этом особое было смотрение, чтоб сам Илий собственными своими устами засвидетельствовал о беззаконии сыновей, как написано: Илий же состареся зело: и услыша, яже творяху сынове его сыном Израилевым. И рече им: почто творите по глаголу, егоже аз слышу из уст людей Господних? ни, чада, не творите тако, яко не благ слух, егоже аз слышу о вас еже творити люди, не служити Господеви. Аще согрешая согрешит муж мужеви, помолятся о нем ко Господу: аще же Господеви согрешит человек, кто помолится о нем (1Цар.2:22-25)? Итак, по засвидетельствованию самого отца, должно заключать о чрезмерном нечестии сыновей его.

Послушай, что говорит Илий: не благ слух, егоже слышу о вас, еже творити люди, не служити Господеви. А если сказал: не творите тако; то, может быть, боясь народного раздражения, употребил сие выражение для смягчения вопиявших на детей его. Но если бы имел он попечение о богопочитании, то никак не потерпел бы, чтоб дети столько вредили оному, то есть, нарушали богослужение; но постарался бы тотчас искоренить беззаконие в собственном своем доме; потому что стражами закона были и сии священники, вознамерившиеся нарушать закон. И он или вразумил бы их законно, в случае послушания, или, в случае непокорности, отрешил, по преданию закона; потому что был и священником и судиею, и слову его внимал весь народ. Тогда совершенно избежал бы он Божия гнева; но, снизошедши к худым поступкам детей, справедливо и сам на себе испытал постигший гнев. Посему не Бог виновен: яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем (Пс.91:16). А что законное вразумление состоит в наказании, сие видно из следующего слова. У праведного Иова сказано: блажен человек, его же обличи Бог, наказания же Вседержителева не отвращайся. Той бо болети творит, и паки возставляет (Иов.5:17.18). Так и Апостол советует отцам воспитывать чад в наказании и учении Господни (Еф.6:4). Итак божественное Писание справедливо говорит об Илии, что злословиста Бога сынов его, и не наказа их; ибо Илий не имел той ревности по Боге, какую приобрели святые, но угодливость детям предпочел чаянию лучшего. Всякий здравомыслящий знает, кокою сострадательностью облечен был породивший нас благовествованием; имел он в себе утробы щедрот, благость, долготерпение (Кол.3:12); но как скоро слышал, что кто-нибудь из живущих в другой стране согрешил, не терпел сего и не молчал, но тотчас поручал предати таковаго сатане во измождение плоти, да дух спасется в день Господи нашего Иисуса Христа (1Кор.5:5). А блаженный Апостол Петр, не одобряя пренебрежения к божественному, признал недостойными и жизни отважившихся искусить Духа Святаго. Сыны же Израилевы, когда стали отступниками от Бога, сынов и дщерей своих закалали в угождение бесам. А Илий, будучи иереем, когда мог действовать, не обращал внимания на такое беззаконие. К уцеломудрению их не употребил ни наставления, ни телесного наказания, ни жестокого слова за осквернение священных жертв, когда в угождение бесам, собственными своими руками убивали они детей своих пред всяким сеннолиственным деревом. Кто признает Илия не ответственным в зле, после того, как он знал приговор, произнесенный на него все устроившим Богом?

И бысть в день он, и Илий спаше на месте своем, и очи его начаста тяжце быти и не можаше зрети. И. прежде неже угасе светильник Божий, и Самуил спаше в церкви Господни, идеже кивот Божий: И ста Самуил... И воззва Господь: Самуиле, Самуиле. И рече: се аз. И тече ко Илию и рече: се аз, что звал мя еси? К рече: не звах тя, возвратися, и спи чадо. И возвратися, и спа. И приложи Господь еще воззвати Самуила, и воззва: Самуиле, Самуиле. И иде ко Илию вторицею, и рече: се аз, что звал мя еси: и рече: не звах тебе, возвратися и спи чадо. Самуил же в то время еще не познаваше Бога, прежде откровения ему гласа Господня. И приложи Господь призвати Самуила третицею: и воста Самуил, и иде ко Илию, и рече: се аз, что звал мя еси? И разуме Илий, яко Господь призывает отрочища, и рече: не звах тя, возвратися и спи чадо. И будет, аще воззовет тя Зовый, и речеши: глаголи Господи, яко слышит раб Твой. И иде Самуил и спа на месте своем. И прииде Господь и ста, и воззва его, якоже первое и второе: Самуиле, Самуиле. И рече Самуил: глаголи Господи, яко слышит раб Твой. И рече Господь к Самуилу: се Аз творю глаголы Моя во Израили, яко всякому слышащему сия, пошумит во обоих ушесех его. В день той воздвигну на Илия вся, елика глаголах и на дом его: начну и скончаю. И возвестих ему, яко отмщу на доме его до века в неправдах сынов его, о нихже ведяше, яко злословиста Бога сынове его, и не наказа их. И сего ради кляхся дому Илиину, яко не очистится грех дому Илиина в кадилах и жертвах его до века. И спа Самуил до утра, и утренева заутра, и отверзе двери храма Господня. И убояся поведати видение Илию Самуил. И рече Илий Самуилу: чадо; и рече: се аз. И рече: что глагол Господень, глаголанный к тебе нощию, чадо? Не скрый убо от мене от всех словес, глаголанных во ушеса твоя. Сия да сотворит тебе Бог, и сия да приложит, аще утаиши от мене слово от всех словес. И поведа ему Самуил вся словеса, и не утаи от него ни единаго глагола. И рече Илий: Господь сам, еже угодно пред Ним, да сотворит (1Цар.3:1-18).

Какая немощная душа в соблюдении Божиих заповедей! Какая законопреступная привязанность к нечестивым детям! Как не устрашишася плоти его (Иов.11:15), когда выслушал сие? Как не содрогнулась внутренность его? Как не подвиг сердца на отмщение законопреступным сынам своим в подражание ревности Финеесовой? Как не растерзал одежд своих, и оставался в доме по произнесении на него осуждения, и даже не поколебался? Не столько законопреступен был Ахар, сын Хармиин, взявший от клятвы (Нав.7:1). Сыны Илиевы, поступая вероломно и неприязненно, нечествовали пред самим Создателем, Который сказал Моисею и Аарону: в приближающихся Мне освящуся, и во всем сонме прославлюся (Лев.10:3). И еще: Рцы Аарону и сыном его, и да внимают от святынь сынов Израилевых, и да не осквернят имени святаго Моего, елика они освящают Ми: Аз Господь. Рцы им: в роды ваша всяк человек, иже аще приступит от всякаго семени вашего ко святым, елика аще освятят сынове Израилевы Господу, и нечистота его на нем, потребится душа оная от Мене (Лев.22:1-4). Но Илий не внял сему; почему и отшел, пожав плод смерти. Ибо согласился лучше оскорбить Бога, нежели прервать сострадательность свою к законопреступным детям. И хотя явно запрещал словом, говоря: не творите тако, чада; однако же в тайне участвовал в злодеянии детей. Вникни в смысл ответа; ибо говорит: Господь есть, и угодное пред Ним творит, что тоже значит, не соглашусь оскорбить детей своих. Даже и вразумленный Моисеем не отказался он от сострадательности к детям. Ибо Моисей, получив скрижали, сошедши с горы, и увидев поклонение тельцу, поверг скрижали и сокрушил их, и не уважил лица брата своего, но самым строгим голосом воззвал Аарона, говоря: что сотвориша тебе людие сии, яко навел еси на них грех велик (Исх.32:21). И Аарон, видя, что брат его воспламенен божественною ревностию, оправдывал себя, говоря так: не гневайся господине; ты бо веси людей сих устремление (22). Ста же Моисей во вратех полка, и рече: аще кто есть Господень, да идет ко мне. Снидошася убо к нему вси сынове Левиины. И рече им: сия глаголет Господь Бог Израилев: препояшите кийждо свой меч при бедре своем, и пройдите от врат до врат, и убийте кийждо ближняго своего, и кийждо брата своего, и кийждо соседа своего. И сотвориша сынове Левиины, якоже глагола им Моисей; и паде от людей в день той до трех тысящ мужей. И рече им Моисей: наполнисте руки ваша днесь Господу, кийждо вас в брате своем, да дастся на вас благословение (26-29). А попечительный о детях Иов каждый день приносил о них жертвы, чтоб чисты они были от грехов не только явных, но и мыслию совершенных. До такой степени старались праведники о том, чтобы плод чрева своего представить Господу непорочным. А слабодушного и нерадевшего об исправлении детей Илия не избавили от Божия гнева ни почтенная старость, ни прежнее дерзновение, ни священнический сан. Итак когда слушаем Божественные Писания, и враг начнет посевать в уме что-нибудь; тогда в вере основани (Кол.1:23), скажем ему: верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих (Пс.144:13).