О вере во Христа (тысячелетний путь русского православного народа со Христом)

О вере во Христа (тысячелетний путь русского православного народа со Христом)

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.

При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:

"Православие и современность. Электронная библиотека." (www.lib.eparhia-saratov.ru).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2

"Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).

Предисловие

Да не смущается сердце ваше: Веруйте в Бога и в Меня веруйте Ев. от Иоан. 14, 1 "Я и Отец - Одно" Иоан. 10, 30 Умом Россию не понять Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев. В жизни русского православного народа должно быть отведено свое место как жизни государственной, хозяйственной, технической, социальной, так и жизни духовной, религиозной, православной, ибо природа человеческая двойственна - материальная и духовная, в чем каждый может легко удостовериться и самонаблюдением, и опытом. Одно дело - ум, чувство и воля, другое дело - физические свойства и потребности. Вполне принимая советский хозяйственный и государственный строй, мы не можем игнорировать духовные потребности, свойства человеческой природы русского человека, законы и потребности которой определяются и регулируются духовной природой человека, словом Божиим и Церковью. Различение в русском народе этих двух элементов человеческой природы - духовного и физического - ни в коем случае не может помешать полноте жизни русского человека, и, наоборот, игнорирование того или другого элемента отразится на его жизни уродливой однобокостью, которой, конечно, необходимо избежать [1]. Таково наше искреннее убеждение. Настоящая рукопись написана в защиту православия как неизменного основания духовной жизни русского православного народа независимо от формы государственного и социального устройства его жизни ^

О праве верующих в Бога жить по закону своей веры не только в личной, но и в общественной жизни

В настоящее время поставленный вопрос является самым существенным и основным вопросом человеческой жизни, в том числе и жизни русского народа, верующего и православного, ибо никогда еще вера и христианство не подвергались такому глумлению со стороны неверующих, как в наши дни, если не считать первохристианской эпохи - первых столетий существования христианства. Мы не понимаем, не видим никакого разумного основания к тому, чтобы стеснять людей, препятствовать им и лишать их возможности удовлетворять свои религиозные нужды по правилам их вероисповедания. Мы и не понимаем, почему русские верующие люди должны быть лишены права и возможности обновлять и строить храмы, издавать книги религиозного содержания, журналы и газеты, учить своих детей молитвам, общецерковному пению, священной истории, устраивать религиозные процессии (например. Крещенское водосвятие или Крестные ходы с чудотворными иконами - Казанской, Курской, Горбановской и другими) и собирать верующих на молитву колокольным звоном? [1]. Не дело государственной власти по партийным интересам вмешиваться в религиозную жизнь народа. От этого религиозное чувство народа может только принять уродливый характер или лицемерной набожности или притворного безбожья. И в том, и в другом случае религия становится мучительным бременем для народа. Руководство религиозной жизнью верующих должно принадлежать не государственной власти, которая может состоять из людей неверующих или принадлежащих к другому вероисповеданию, а самим верующим и их церковной иерархии, и совершаться по правилам и обычаям их собственного религиозного вероисповедания. Если этот естественный порядок нарушается, то неизбежно возникают печальные последствия этого насилия: духовное разложение, опустошение и одичание человеческой личности, а затем разложение нации, государства и, наконец, крушение государства, что мы и видим на многочисленных примерах древних и новых народов. Спастись от этой участи, сохранить свой духовный облик, отстоять свою духовную самобытность ни народ, ни отдельная личность не могут, иначе, как сохранив самое ядро своего существа, свою верующую душу, осознав угрожающую опасность, воспрянув духом, почувствовав в себе силу и мужество, твердо и сознательно встать на защиту своих вековых духовных святынь, конечно, не силой оружия (она в этом случае ничтожна), а силой верующего чувства подобно первым христианам. Говоря о защите своих духовных святынь, мы отнюдь не разумеем вооруженную защиту своей веры. Разве первые христиане оружием отстояли свою свободу веры? - Не оружием, а мученическим подвигом, несмотря на то, что уже тогда они составляли огромное большинство в империи, и по свидетельству церковного писателя III века уже в это время христиане переполняли и сенат, и армию и другие государственные организации. Не извне, и не в вооруженной силе надо искать спасение [2]. Посторонняя помощь всегда своекорыстна. Спасения надо ожидать только от Бога, в глубине своего верующего сердца. Так и было в первые века, когда христиане, выдерживая трехсотлетнее гонение и мучения со стороны язычников, в конце концов, силою веры, молитвы и терпения отстояли свою религиозную и богослужебную свободу. Так было и в последующий период Вселенских Соборов, когда Церковь после многих и тяжких испытаний и жертв, отстояла чистоту православия от еретических вымыслов и формулировала свою православную веру в 12 членах своего Никео-Цареградского Символа Веры. И в том, и в другом случае победа над язычеством и ересями была достигнута только терпением и верой святых мучеников, мучениц и Святых Отцов Православной Церкви, их мужеством и непоколебимостью в исповедании своей веры. Вспомним хотя бы труды и испытания св. Афанасия Великого, Василия Великого, Иоанна Златоуста. Подобное же в известной степени можно сказать о религиозной самозащите православных христиан в Южной и Западной России в эпоху унии, южных христиан, да и о русских старообрядцах, силой верующего духа сохранивших в XVI, XVII и XVIII веках права на свои церковные обычаи и на свою веру. Иного способа религиозной самозащиты от натиска безбожия, неверия и ереси, владеющих государственной властью, не может быть для верующих христиан и в наши дни. "В терпении вашем спасайте души ваши", - учит святой Апостол. А если бы этот выход и показался возможным и привлекательным при помощи той или другой внешней силы, то это был бы только, как мы уже сказали, самообман - такая защита оказалась бы призрачной и обратилась бы не в нашу пользу, а в пользу защитников. Не от силы материального оружия и не от помощи внешних защитников может прийти спасение русского народа от безбожия, а только от его собственной духовной силы, от силы его собственного верующего духа. Этой силой, при укрепляющей помощи Божией одержит вера победу над неверием. Говоря все это, мы отнюдь не отрицаем и не умаляем разумного взаимодействия между Церковью и государством и разумного государственного воздействия на религиозную жизнь народа. Мы только утверждаем, что основное значение в этой области принадлежит духу верующего народа, а никак не мерам государственной власти. Вспомним хотя бы взрыв храма Христа Спасителя в Москве, в сооружении которого, как известно, не играли никакой роли политические соображения, а одно только благодарное чувство к Богу великого русского православного народа. Зачем понадобилось это изуверство и глумление над народным чувством? Это было писано в 20-х гг. ^ Писалось в годы немецкого натиска ^

Только религиозное мировоззрение объясняет человеку его место в мире

Основываясь на примере и опыте русского народа, мы со всей определенностью утверждаем, что только религиозное мировоззрение, и тем более мировоззрение христианское, строго православное, создает глубокую, здоровую и непоколебимую основу жизни как отдельного верующего человека, так и целого народа. И это понятно. Только религиозное мировоззрение ставит человека в ясную и определенную связь с мировым началом жизни, указывает человеку его место в жизни. Не имея религиозного мировоззрения, не сознавая своей связи с высшим мировым началом жизни, как может человек понять свое место и свое назначение в мире и в жизни? Спросите любого материалиста-безбожника (я сам был таковым в пятом классе гимназии) что такое человек? И для чего он существует? Вы не услышите от него не то что исчерпывающего, а просто ясного, определенного ответа. Он заговорит о происхождении человека путем естественного отбора в борьбе за существование как необходимом условии мирового прогресса, о переживаниях приспособленнейших и т.д.; объяснит вам органический и химический состав человеческого тела. Все это очень интересно и прекрасно, но разве это ответ по существу на вопрос о смысле и цели человеческого бытия, о назначении человека, о том, что такое человеческая душа, какова ее связь с телом, возможно ли ее самостоятельное существование? Ни материалисты, ни атеисты, ни позитивисты - на все эти вопросы не дадут вам никакого определенного ответа. Они дадут вам наставление, скажут что вы интересуетесь "глупостями", "туманной философией", что важно совсем не то, для чего создан человек, а то, как он произошел и т.д., и т.д. Действительный, определенный и разумный ответ о смысле человеческой жизни дает только религия, связывая человеческое существование с вечностью, с вечным мировым началом жизни и в нем усматривая вечный, мировой, разумный смысл человеческого существования. Какую религию мы ни возьмем, все они стремятся объяснить вечный смысл человеческого бытия, без понимания которого человек не может жить разумно. Только имея веру в вечное, мировое начало жизни можно понять и назначение свое в мире, и свое место в нем, и смысл всего существующего. Эта истина подтверждается историей и опытом всех людей и всех народов. Можно, конечно, спорить об истине тех или иных религиозных учений, но нельзя не признать того, что каждое из них стремится дать ответ на самый важный и необходимый для каждого человека вопрос о смысле и цели его земного существования. Оставаясь без этого ответа, атеисты остаются в пустоте, а если не в пустоте, то, значит, скрывают имеющийся у них ответ. Когда же в отдельных людях, в том или ином народе начинает колебаться или затмеваться религиозное сознание, тогда неизбежно начинается в них общее разложение культуры, за которым следует развал и разрушение самой их государственности. От народа отходит скреплявший его дух единой веры, начинается духовная, а затем - гражданская дряблость, разобщенность, внутренняя партийная борьба и разрушение единого целого. Исторический опыт всех народов - евреев, египтян, греков, римлян и современных нам народов подтверждает справедливость сказанного. Такая же судьба готовится и русскому народу, если он не сумеет удержаться на твердом основании своей православной веры. Но для него возможен еще и иной, более ужасный исход, предсказанный Апокалипсисом. Это - переход от Христа на сторону Его будущего противника - Антихриста. Эта возможность связана с такими ужасными последствиями, что о ней страшно и думать. И, может быть, Господь помилует и спасет нашу Родину и наш народ от ужасной участи - быть орудием в руках дьявола в его борьбе со Христом и с Богом! И наш народ не отречется от своей православной христианской веры и крепко в ней утвердится!

Православный Символ Веры как выражение религиозного сознания православного русского народа