«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

У каждой в той или иной степени есть планы захвата власти над миром, как это ни смешно звучит, есть и некоторая схема идеального порядка, который они намерены установить в случае своего прихода к власти.

На подступах к определению феномена сектантства нужно говорить о тоталитарном сознании.

Само по себе оно не является непременной принадлежностью секты, потому что может существовать и в любом другом коллективе, а также быть присущим отдельному человеку.

Все зависит от того, насколько оно велико.

Тоталитарное сознание может существовать и в приходах: я знаю несколько таких приходов в Москве, в том числе это приходы реформистской направленности.

Идея здесь в некоем гуруизме, когда священник вместо того, чтобы быть посредником между человеком и Богом, делается неким абсолютным гуру, который все фокусирует на себе.

Некоторые наши отцы называют это феноменом "младостарчества".

То есть говоря о тоталитарном сознании, надо помнить, что это есть некое искушение всего падшего человечества.

Более того - возведение идолов, с которым христианин постоянно должен бороться.

В словарях определение секты выглядит примерно так: секта - это относительно небольшая религиозная группа, противостоящая основной конфессии (или основным конфессиям) страны.

Это определение для нас не очень подходяще, потому что оно чисто социальное.

Если руководствоваться этим определением, то, скажем, Православие во Франции вполне под него подпадет.

Попытаюсь определить четыре основных признака тоталитарных сект.

1. Наличие гуру (лидера).

В секте все начинается с лидера и им же заканчивается, все зацикливается на нем.

Никакой связи с Богом, каким сектанты Его себе представляют, помимо лидера в секте нет и быть не может.

У кришнаитов есть на этот счет очень характерное высказывание, которое принадлежит основателю кришнаизма Свами Прабхупады: "Если у вас есть проблемы с Богом, вам может помочь лишь один человек на свете - ваш гуру.

Если у вас проблемы с гуру, вам уже никто не может помочь".

Такую роль играет гуру в любой секте.

Очень многие секты со смертью гуру распадаются, а если этого не происходит, то в них существует некий образ гуру и некая организация, которая воспринимает на себя его роль.

С ростом организации у гуру появляется множество помощников, "приближенных лиц", которые играют его роль для рядовых сектантов.