«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Если же есть расколы и ереси, не смущайтесь. Все это было предсказано и предвидено, искусный кормчий всегда предвидит и предупреждает спутников о предстоящих бурях и волнениях: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Если одна группа путешествующих сделает себе корыто и пустится на нем в плавание, пожалейте ее. Ее пример, страшный, как безнадежное и стремительное падение в пропасть, утвердит вашу веру в корабль спасения, в один-единственный корабль.

Церковь названа Святой. Вам понятно, почему она свята. Во-первых, потому, что основал ее Святой из святых. Во-вторых, потому, что Господь искупил ее, очистил и укрепил Кровью Своей, святой и пречистой. В-третьих, потому, что от начала ею руководит, вдохновляет и живит ее Дух Святый Божий. В-четвертых, потому, что все члены ее призваны к святости, призваны отделиться ото всего, что несвято в этом мире, в котором они рождаются, возрастают и через который идут к своей цели. В-пятых, потому, что святые небеса предназначены ей в вечное пребывание. В-шестых, потому, что Господь оставил ей таинства, которые освящают людей и готовят их стать гражданами небес. Поэтому называется Церковь Святой.

Еще Церковь называется Соборной. Почему так? Во-первых, потому, что она собирает всех чад Божиих во всех концах земли, из всех племен, из всех народов. Она не ограничена какой-либо одной расой, одним народом, одним государством. Словно человек, стоящий на распутье и зовущий всех на царский пир брачный (см.: Мф. 22, 9), так и Церковь. Святая Соборная Церковь зовет и собирает для спасения всех чад человеческих. И никого не отвергает, кроме тех, кто отвергает ее, отвергая тем самым себя самого. В этом различие новозаветной, всеобъемлющей Церкви от Церкви ветхозаветной, подготовительной, ограниченной только одним народом.

Еще Церковь называется Соборной потому, что она не ограничена временем. Она объемлет не только всех верующих, от Христа до наших дней, но и всех святых и праведных от Адама до Иоанна Крестителя, ради которых Господь сошел во ад.

Еще Церковь называется Соборной потому, что она объединяет и живых, и мертвых. Умершие чада ее на самом деле живы - путники, которых корабль спасения перевез на другой берег, в Царство бессмертное, так же как перевозит сегодня и будет перевозить завтра; все они члены Святой Соборной Церкви.

Итак, Церковь называется Соборной потому, что она не ограничена ни расой, ни языком, ни местом, ни временем, ни смертью. И ко всему этому Церковь соборна по своему учению и устроению.

Святая Церковь называется Апостольской. Так Церковь называется потому, что, во-первых, апостолы Христовы были первыми ее членами. Первыми личными свидетелями чудесной жизни и дел Сына Божия на земле и первыми последователями Его. Во-вторых, потому, что апостолы утвердили ее и распространили по всей земле. В-третьих, потому, что святые апостолы первые после Господа пролили свою кровь в основание ее. В-четвертых, потому, что апостольство не прекращается до нынешних времен. Апостольство Церкви существует поныне в двух проявлениях - в ее апостольской миссии в мире и в апостольском преемстве ее иерархии. И по своему служению, и по своим служителям Церковь, истинная, православная, постоянно несет печать апостольства.

Церковь как установление призвана не к руководству, а к служению. Служить народу Божию даже до мученичества, подобно Господу Иисусу Христу. Освящать человеческие души, направлять духовно-нравственную жизнь человека, светить ему. Не порабощать, но освобождать, ибо люди призваны Христом к свободе, к свободе сыновей Божиих. Как сказано: Посему ты уже не раб, но сын (Гал. 4, 7); и снова: стойте в свободе, которую даровал нам Христос (Гал. 5, 1). Будучи кораблем спасения, Церковь Божия везет не рабов, а свободных детей, детей Царских, в Царство Небесное бессмертное. Нет ни груза драгоценней, ни пристанища радостней!

Это вера мужественных и дружелюбных! Трудно принять ее страшливым и самолюбивым. Мужественные те, у кого хватает мужества восстать против языческого хаоса в собственной душе и установить в ней евангельский порядок. Дружелюбные те, кто с радостью путешествует среди братьев своих и смотрит на спутников в свете вечного света. И радуются спутникам своим, как братьям, как самим себе, как тому вечному свету, что освещает их всех, ласкает и влечет. Мужественные и дружелюбные любят согласие в себе и вокруг себя. Они ценят чужую помощь и никогда не отказывают в своей. Они любят стеснять себя, чтобы дать место другим. Подобно Господу, они горят желанием, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины. Признавая величие Бога живого, они почитают себя за ничто. Они смотрят на себя как на малые члены таинственного и великого тела Церкви, глава которой - Христос. Они не толкаются и не борются за первенство. Не боятся жизни и не страшатся смерти, восхваляют добрые дела своих спутников и умалчивают о своих. И так, в гармонии, в согласии и радости, путешествуют они, словно стая птиц, в теплые края - в Царство Божественного света и родительского тепла.

Это ваша вера, христоносцы, вера мужественных и дружелюбных предков ваших. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до окончания путешествия, до тихой пристани. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера людей образованных, носящих в себе образ Божий. В день Воздаяния, в великий день Правды Божией, когда Христос придет судить по правде Своей, и они будут названы благословенными.

Потоп. Корабль. Спасение.

Исповедую едино крещение во оставление грехов

Вода очищает. От чего очищает? Очищает кожу от пота и грязи. От той малой части нечистоты, которая исходит из тела с потом, вода очищает его. От той малой части пыли и грязи мира сего, которая летит на кожу, вода может очистить.