«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Однажды искушали Господа Иисуса. Искушали Его саддукеи, которые не верили в воскресение. Вопрошали они Его о том, чьей будет жена в ином мире. Насмешники, собственным безумием поруганные! Ответил им благий Господь: в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. Бог не есть Бог мертвых, но живых (ср.: Мф. 22, 30, 32). Если же все живущие на земле умрут и останутся в могилах, как тогда можно было бы назвать Бога Богом живых?

В Капернауме, в городе неблагочестивых, который из-за неверия своих жителей исчез с лица земли, в этом городе расспрашивали Господа духовно обнищавшие евреи то об одном, то о другом. Наконец Господь сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). А перед храмом Соломона, который из-за осквернения неверием исчез с лица земли, сказал Господь: Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (ср.: Ин. 5, 25, 29). А тем, которые качают головами и говорят: как это трудно! - скажите: Есть ли что трудное для Господа?

И еще много других слов сказал Господь о воскресении мертвых. И, чтобы не оставить людей в сомнении, Он подтвердил Свои слова делами. Он воскресил дочь Иаира: взяв ее холодную, мертвую руку, Он воскликнул: "талифа куми", девица, встань! (ср.: Мк. 5, 41). И мертвая девица ожила и встала. Воскресил Господь и сына наинской вдовы. Придя с учениками в город Наин, Он встретил похоронную процессию и увидел безутешную вдову, которая убивалась об умершем единственном сыне. Сначала Он подошел к матери и утешил ее словом, сказав: не плачь, а потом утешил ее и делом: подойдя к носилкам, сказал мертвому: юноша! тебе говорю, встань! И юноша ожил и встал: и отдал его Иисус матери его (ср.: Лк. 7, 13, 14, 15). И еще воскресил Господь Лазаря в Вифании. Четыре дня лежал мертвый Лазарь в гробу, сестры его оплакивали его. Все родные его оплакивали. Прослезился и Господь. Но воззвал к нему: Лазарь! иди вон. И вышел умерший (Ин. 11, 43-44). И вернул Господь живого Лазаря сестрам его.

И еще воскресил Господь… кого? Самого Себя. Он воскрес из гроба в третий день по смерти, как и обещал. И ученики обрадовались, увидев Господа (Ин. 20, 20). Какая же душа человеческая, жаждущая жизни, не обрадуется Господу, воскресшему и воскрешающему?

Так всемогущий Господь реальными делами подтвердил слова Свои и обетование о воскресении мертвых.

Событие воскресения Мессии из мертвых апостолы сделали святым основанием евангельской проповеди. И все их личное упование в воскресение и непоколебимая неустрашимость перед смертью черпали силы в этом славном событии и питались им. Один из них, прежде гнавший Церковь, а потом узревший живого воскресшего Господа, так пишет: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков (1 Кор. 15, 12, 19). Если Христос восстал из мертвых и подтвердил наше воскресение, то Он сделал нас, которые в Него веруют, счастливейшими из людей.

Господь умер и воскрес, чтобы доказать и показать нам наше воскресение из мертвых. Его воскресением навсегда зажжен неугасимый огонь веры в сердцах человеческих в то, что и они воскреснут: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут (1 Кор. 15, 22). Если же и сейчас какая-нибудь Сарра рассмеется и скажет, что трудно это, ответьте ей и скажите: Есть ли что трудное для Господа?

Давным-давно пророк прозревал и говорил: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление (Дан. 12, 2). А другой пророк прежде этого в видении видел огромное поле, полным-полное сухих мертвых костей. Смотрел и видел, как по велению Божию произошел шум, и стали сближаться кости. Смотрел пророк и видел, как сухие кости покрывались кожей и обрастали плотью, и повелел Господь, и вошел в них дух, и тела человеческие ожили и встали на ноги, и было весьма, весьма великое полчище (ср.: Иез. 37, 7, 10).

Вот видения и пророчества праведных Божиих пророков. Но реальность этих видений и исполнение пророчеств пришли от Христа и через Христа. А тем, кто еще сомневается, говоря, что такое невозможно, ответьте и скажите: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Ответьте им словами Самого Спасителя. И развейте их сомнения, и спасете братьев.

Это вера верных и чутких. Трудно принять её блуждающим умам и усыпленным земными благовониями душам. Те, кого земля испестрила струпьями греха и исчернила тленностью мирской, не приклоняют ухо к обетованиям Божиим. А верные верят слову Божиему и чутко ожидают исполнения. Их мутит от лжи лживых, им надоели краткие тропинки лжи. Сердцу их стал дорог долгий путь Всевышнего. На этом долгом пути Он дает им отдохновение все новыми и новыми подтверждениями благого его окончания. Лучший отдых для них - слово Спасителя и Спутника, Который прошел весь их путь, будучи человеком, и дошел до конца и видел его и поведал им о великой радости.

В конце ложных путей всегда поджидает змея, та древняя змея, из-за которой прародитель наш был изгнан из рая. А в конце долгого пути истины встречает Царь и Родитель, Утешитель и Воскреситель. Это радость для верных и чутких. И они делятся радостью своей с братьями своими и спутниками, с детьми великого Царя.

Это ваша вера, христоносцы, вера верных и чутких предков ваших. Пусть станет она и верой детей ваших, из рода в род, до конца пути, до благого его конца. Это вера непостыдная, православная, спасительная. Воистину, это вера подлинно образованных людей, носящих в себе образ Божий. На Суде Христовом, в день великий, они не будут проливать слез, но приимут жизнь и будут названы благословенными.

Чаяние. Восстание. Преображение.