«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Лествица нужна вам, не что иное, как лествица. Чтобы подняться из ямы, в которую упали. Чтобы бежать из холодных объятий мачехи.
Дева есть лествица. Держит Она свечу небесную, чтобы указать вам путь из тьмы. Прозорлива Она и знает то, что вами забыто. Отверглась Она земли и сдружилась с небом. Не имеющая в себе тьмы, облечена Она во свет. Сквозь Нее небо смотрит на вас. Сквозь Нее вы небо увидеть можете. Осторожна Она к советам вашим; в Ее разуме правда, в Ее утробе мудрость небесная, огонь священный в сердце Ее.
Из Нее исходит Лекарь и лекарство. От Ее чресел исходят и Путь, и Указующий. Она мать, а не мачеха, и не обещает сыну своему больше того, что может дать. Ее обещание - даяние Ее. Даяние же мачехи в одних обещаниях.
Мачеха нам земля, о Богородица, и смотрит на нас как мачеха.
Вуалью черной сокрыла Тебя от глаз наших, чтобы, не видя Тебя, мы думали, что Ты мертва. Потому род человеческий веками жмется к мачехе и целует руку ее жесткую.
Мати Божия, блесни ликом Своим, и бежит мачеха, и рабы станут чадами.
68. Господи Небесный, приими душу мою как рабу Своею
Индус проклинает карму. Мусульманин проклинает кисмет1. Христианин проклинает грех. Все проклинают проклятие свое, ибо, воистину, всякое проклятие суть несвобода.
Все проклинают несвободу свою, проклятие несвободы - единственное благословенное проклятие.
Все восстают против тленности, засасывающей в себя, подобно трясине, и празднующей победу свою. Но не любят игроки того, кто играет с тем, кто его слабее и знает о победе своей над немощным.
Не проклинает индус неволю - проклинает порабощение тому, что ниже его. Не проклинает мусульманин неволю - проклинает порабощение тому, что ниже его. И христианин не проклинает неволю, проклинает порабощение тому, что его ниже. Ни один не восстает против господина как господина, но противится господству того, что ниже его.
Мир господина ищет и в поиске его попадает под пяту рабов и, получая от них в пищу тлен, бунтом пытается доказать достоинство свое.
И вновь держал я совет с собою, вопрошая: разве невозможно сбросить с плеч своих карму - гору превысокую, древнюю, как мир, и, как мир, тяжкую, разве невозможно сбросить ее с плеч своих?
Разве невозможно малой капле воды отыскать путь из-под горы к свету белому? Разве невозможно пламени в недрах горных проложить себе путь и к вершине вырваться, на которой ждет его солнце?
И вновь держал я совет с собою, вопрошая: разве невозможно стать проклятием проклятию? Разве невозможно погонщику верблюдов спасти себя и животных своих от самума, возвратившись назад с пути, не имеющего оазисов?
Разве невозможно сыну войти в имение отца своего с властью отца?
Разве невозможно исполняющему закон стать законодателем?
И снова советовался я с собою, вопрошая: разве невозможно тебе покинуть ниву греха, где семя единое дает жатву стократную?
Разве невозможно нашедшему ниву лучшую худшую оставить?