«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И еще, и еще; много-много таких явлений описано в Ветхом Завете. А еще больше в Новом Завете, в Евангелии, и Деяниях апостольских. Более же всего найдешь их в истории Церкви за две тысячи лет, в жизнеописаниях святых Божиих людей, мужей и жен. В них описан опыт наисвятейших и наидостойнейших последователей Спасителя, просматриваются рои злых духов, против которых святым людям дОлжно было бороться, и с очевидностью явствует непрестанная помощь Ангелов света праведникам в их страданиях.

Христианские философы и еретические богословы, отрицающие все это, в действительности отрицают Священное Писание Божие. И не только его: они отрицают и Христа Господа, Спасителя мира.

А ты, Феодул мой, открестись от них, как от эпигонов181 языческой философии, и вместе со мной знай и веруй, что существует безгранично огромный мир духов, светлых и мрачных, и что этот мир духов не менее важный фактор в драме вселенской и человеческой истории, чем телесные, человеческие существа. Историки, преподносящие мировую историю как зависящую только, и единственно только, от плотских людей без участия мира духовного, уподобляются рыбам в воде, ничего не знающим о людях, рыбаках и сетях рыбацких, но все объясняющим одной только водой и водными течениями и говорящим друг другу: «Это всё волны, не существует ничего на свете, кроме нас, рыб, и воды!». Так могут говорить рыбы; и им это простительно: ведь они рыбы; так говорят и люди, чей мозг закрыт рыбьей чешуей, и им это не может проститься ни на этом, ни на том свете.

Простецы и глупцы

Простецы узнали и признали Спасителя мира, глупцы Его отвергли.

Известно ли тебе, Феодул, различие между простецом и глупцом? Поистине, различие это велико, несмотря на то что многие его не видят и, не видя, смешивают и отождествляют одно с другим. Простец и глупец, говорят, – это одно и то же. Так говорят те, кто привык, по лености ума своего, довольствоваться заблуждениями.

Если здоровье то же, что болезнь, то и простой человек то же, что глупый. Знал это лучше меня и тебя Тот, Кто избрал простецов в Свои апостолы и благовестники.

«Идите за Мной»,– сказал Иисус рыбакам, и они оставили сети рыбацкие и пошли за Ним. Каким чарующим должен был быть голос уст Его, если сподвиг стольких людей оставить свое занятие и пойти за Ним! В простых душах Петра, Андрея, Иакова и Иоанна этот голос прозвучал не как голос человеческий, а как Божий.

Доказательством тому да послужат нам Филипп и Нафанаил. Сперва Филипп. Услышав слова: «Идите за Мной», он понял, что это глас Господень, тотчас нашел друга своего Нафанаила и сообщил ему, что явился в мир прореченный и чаемый Мессия, говоря: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета182 (на самом деле Он их нашел183, а они Его узнали).

Услышав это, Нафанаил с некоторой иронией ответил: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп не стал доказывать ему, а только сказал: пойди и посмотри184.– «Приди, Нафанаил, и сам посмотри на Его лицо и послушай Его голос и убедишься, как я, как Петр и Андрей и все остальные».

Послушался Нафанаил своего друга, пришел к Иисусу и увидел и услышал. А когда увидел лицо Его, и услышал голос Его, и убедился в прозорливости Его, то даже превзошел Филиппа в признании Иисуса Господом, воскликнув: РаввИ! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев185.

Вот первые две простые души, которые, после Иоанна Крестителя, выразили свое убеждение в том, что Иисус действительно Мессия, Царь царей и Спаситель мира. Иоанн первый узнал Его и назвал Агнцем Божиим: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира186. Да и Иоанн, этот лев пустыни, в действительности тоже был простой душой, простой и, как кристалл, чистой.

Немного позже Петр высказал, чтО он думает об Иисусе. А именно тогда, когда Иисус вопросил Своих учеников, что они думают о Нем: а вы за кого почитаете Меня? Тогда Симон Петр открыл то, что от начала скрывал в душе своей, и ответил: Ты – Христос, Сын Бога Живаго187.