«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мария Магдалина260, которую исцелил Иисус от семи бесов261, семи демонских страстей, была вдохновенной и бесстрашной последовательницей Христовой до Его смерти и после нее262. Это образец женского воодушевления и благодарности.

Жены-мироносицы, все, как Мария Магдалина, служившие Христу, стояли на Голгофе во время Его страданий и ходили ко Гробу Его после Его смерти263. Блестящий пример преданности своему Учителю и Господу и блестящий пример женской храбрости, которому лишь позже последуют испугавшиеся апостолы.

Два разбойника на своих крестах возле Христа, один раскаявшийся, а другой богохульник264,– типичные примеры двух категорий грешников: тех, что и перед смертью не каются, но хулят Бога, и других, что перед смертью раскаиваются во всех грехах своих.

Мародерами были римские воины под Крестом Христовым. Не обращая внимания на Его Крестные муки, они спокойно решали, что им взять из Его одежд. И разделили между собой одежды Его, и о хитоне Его бросали жребий265. Типичный пример мародерства и сатанинской бесчувственности к страданиям ближних.

Сотник стерег Иисуса, а когда увидел, что при кончине Христовой солнце померкло, земля сотряслась и камни расселись, воскликнул: воистину Он был Сын Божий266. Это был святой Лонгин267, впоследствии мученик за Христа – пример человеческой чуткости, проницательности и духовности.

Выбирай, Феодул, типы, которые близки тебе, твоему сердцу и твоей натуре. По Божию Промыслу весь мир собрался вокруг Мессии в типах своих, все человечество – целый микрокосмос в маленькой стране Израилевой, дабы все проявили свое отношение к Нему и нашли себя среди сходных себе, добрых или злых, дабы и мы научились распознавать людей по этим типам.

Типы в притчах

Какова вода, Феодул, в огромном море, такова она и в ракушке. Та же самая.

Маленькой была страна Палестина во времена Спасителя, очень маленькой в сравнении с остальными царствами земными и совсем незначительной в сравнении с целой планетой земной. Но в ней оказались все человеческие типы этой планеты, когда Мессия явился в мир. В прошлый раз мы рассмотрели многие из этих типов, а сейчас завершим их подсчет типами человеческими из притч Христа.

Одни люди подобны дереву доброму, а другие – дереву злому. Ни доброе дерево не приносит злого плода, ни злое дерево не дает доброго плода. Так и люди: добрые приносят добрый плод, то есть совершают хорошие дела, а злые приносят злой плод, то есть дела злые. Итак, следовательно, по плодам их узнАете их, как сказал Господь. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?268 Дерево, не приносящее доброго плода, засыхает, как бесплодная смоковница, проклятая Господом269, или его срубают топором и в огонь бросают (см.: Мф. 7, 19).

Далее, одни люди мудрые, а другие безумные. Мудрые – это те, кто строит дом свой на твердом основании, на камне. И, когда ударит дождь, и нахлынут воды, и подуют ветры, дом их стоит и выдерживает все. Таков всякий, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, говорит Господь. А безумные – это те, кто строит свой дом на песке, и, когда грянут буря и ураган, дом их не выдерживает и обрушивается. Таков всякий, говорит Господь, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их (ср.: Мф. 7, 24, 26). Речь здесь идет о созидании души, духовного дома, скажем еще: и характера человеческого.

Четыре типа людей выведены в притче о сеятеле: так люди делятся по их отношению к слову Божию. К первому типу относятся люди, в дУши которых слово Божие падает, как семя сеятеля при дороге. Всякие птицы крылатые, или различные теории светские, быстро выклевывают Божественное семя из этих поверхностных людей, чьи души подобны камню, покрытому тонким слоем земли, из-за чего посеянное в них семя быстро погибает. К третьему типу270 относятся люди, чьи души запутались в разросшемся бурьяне забот мира сего, и Божественное семя в них было задушено. Четвертый тип представляют люди, чьи души подобны земле доброй и хорошо возделанной, которая, принимая слово Божие в себя, приносит обильный плод, в сто, шестьдесят или тридцать раз больше посеянного (см.: Мф. 13, 3–23).

Эта притча, животрепещущая и реалистичная, злободневна и сегодня так же, как тогда, когда она в первый раз прозвучала из уст Господних. Эти четыре типа людей мы каждый день можем видеть вокруг себя. И без труда можем сами себя отнести к тому или иному типу. О Феодул, определи же скорее твой и мой тип. И потщимся оба войти в четвертый тип, пока Господин жатвы еще не взмахнул Своим серпом.