«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вера и знание

Тебе холодно, Феодул?

Вот и в жаркой Индии бывает холодно во время долгих, непрерывных дождей. В месяцы таких дождей людям с трудом удается сохранить какую-нибудь вещь, чтобы она не отсырела и не заплесневела: будь то рис, или одежда, или ткань, или дерево, или посуда, или кожа, или шерсть, то есть что-либо органическое и неорганическое, особенно органическое. Все сыреет и покрывается плесенью. Просто сама земля сыреет и плесневеет. Люди выбиваются из сил, чтобы уберечь свое имущество от сырости и плесени. Но это им удается с трудом. Мучились наши родственники-индийцы, мучились тяжкой мукой и трудились тысячи лет, чтобы и души свои сохранить от сырости и плесени. Страдания их повергают в изумление, труды их вызывают уважение, но успехи достойны сожаления.

Действительно, вижу, что тебе холодно, Феодул. Разожги огонь. Положи в него три полена. Одно полено не горит, два горят слабо, а три разгораются сильнее всего. Это особенно важно в Индии. В Индии ничего не бывает без триплетов315. Вся мысль индийская структурирована из триплетов. Всё в тройках, например: пракрити – материя, пуруша – дух, брахман – неисчислимость, возвышающаяся над обоими (санкхья316). Пракрити, пуруша, брахман.

Или: цхитта – разум, варти – модификации, обороты, ниродха – контроль над обоими. Цхитта, варти, ниродха.

Или: асти – вы есть, насти – вы есть ничто, анасти – вы не есть. Асти, насти, анасти.

Или: прамана – очевидность, прамия – факт, самшая – сомнение. Прамана, прамия, самшая.

Или: жива – душа, личность, майя – иллюзия, брахман – отрицание обоих. Жива, майя, брахман.

Или: сат – действие, чит – знание, ананда – отрицание или реализация обоих. Сат, чит, ананда.

Или: атма – личность, анатма – неличность, нишедха – связь обоих. Атма, анатма, нишедха.

Или: сатва – познание, раджа – действие (или йога), тама – желание. Сатва, раджа, тама.

Или: дхарма – долг, артва – польза, наслаждение, карма – результат деятельности. Дхарма, артва, карма.

Или: настика – атеизм, астика – теизм, мастика – политеизм. Настика, астика, мастика.

Или: сварта – эгоизм, парарта – альтруизм, парамарта – долг превыше первого и второго, ради мокши, ради освобождения от жизни. Сварта, парарта, парамарта.

Или: аварода – воздержность, анурода – умеренность, арода – невоздержность. Аварода, анурода, арода.

Или: атма – индивидуальность, эго, манас – отрицание индивидуальности, буддхи – среднее между ними. Атма, манас, буддхи.

Ограничимся только этим примера ради, чтобы не растекаться мыслью по древу. А если бы мы стали продолжать, то могли бы привести море подобных триплетов из Веданты, Упанишад, сборников тантр, мантр и других индийских книг. Но ты должен знать, что каждый из приведенных триплетов разветвляется на другие триплеты и так далее бесконечно. В эти триплеты попадает и триплет индийских божеств – Вишну, Брама и Шива, равно как и их разветвления, тоже бесконечно разветвляющиеся, как это все придумано и записано риши – мудрецами индийскими.

Все эти триплеты вытекают из одного таинственного слова и в него же впадают, а слово это – «а-у-м», «ом», миллионами сынов Индии ежедневно и ежечасно с благоговением повторяемое от края и до края этой необычной страны, где сырость и плесень – тяжкий бич для людей.

Что это все перечисленное нами? Вера ли это? Религия ли это? Нет, это философия. Но индийцы не называют ее философией, тем более не называют верой, а называют знанием. Это жнани, или джнани.

И само слово «веданта»317 – сборник множества этих знаний – означает «знания». Это знания физические и метафизические318, богословские и теософские, медицинские и разного рода практические. Но знания – это только знания, как их индийцы и называют,– не вера и не религия.

Поистине великое чудо то, что в Индии нет понятия веры. Едва ли есть у них и слово «вера», если исключить доверие человека к человеку в повседневной жизни. Понятие веры существует в Индии единственно только у мусульман, поскольку Коран основан на вере. Между тем мусульмане – это, так сказать, одинокая реплика с места в Индии, причем самых недавних времен. Да и сам ислам не более чем религиозная секта христианства.