«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Весь народ всем сердцем радовался невиданным чудесам Господа Иисуса. Массы, толпы народа, теснясь и толкаясь, бежали за Ним, только бы увидеть вновь и вновь и услышать еще и еще то, что до тех пор было невиданным и неслыханным. Поистине, народ чувствовал, что исполнилось слово древнего пророка, прорекшего: Господь муж брани. И весь народ, восхищенный, славил и благодарил Бога, говоря: «Бог посетил народ Свой». Только великие господа еврейские не радовались этому: фарисеи, саддукеи, священники и книжники. В злобе своей на Иисуса говорили они, что Он изгоняет бесов силою князя бесовского514. Именно диавол, отец их, нашептал им сказать так: ведь и они были одержимы бесами. Только они не хотели этого знать и признавать. И мысли, и слова, и дела их были от диавола. Но они не хотели этого знать и признавать. И не вспомнили они слова своего пророка, предсказавшего, что огрубеют у них сердца, и глаза ослепнут, и уши оглохнут, когда явится Господь, и не уразумеют сердцем и не обратятся к Нему, чтобы Он исцелил их (см.: Ис. 6, 10; Ин. 12, 38–40).

Но на них Иисус не очень-то оглядывался. Он ожидал этого. Знал Он, что веельзевул, князь бесовский, не посмеет больше никогда появиться пред Ним лично, а будет строить козни и «бессильные дерзости» через людей, своих жертв. Потому не обращал Он внимания на глупые упреки и протесты еврейских господ, разве что изредка укорял их за их служение человекоубийце, а спешил помочь народу: исцелить, и очистить, и просветить гораздо больше людей, чем те, что стонали от боли пред Ним, жаждали освободиться от бесовской власти и встать на службу Богу света.

Как заботливый Домовладыка, Господь Иисус Христос торопился очистить от гусениц в Своем винограднике все пораженные лозы, тянувшиеся к Нему, как к своему Спасителю. Иссохшие лозы, рвавшиеся к Нему, чтобы Его изранить, Он оставлял с грустью, зная, что они в Судный день будут посечены и в огонь брошены.

Изо дня в день Он очищал людей от бесовской нечисти. И за тысячу дней Своего служения на земле успел очистить тысячи. Но все случаи не записаны. Да и мир не мог бы вместить книг об этом515. Записаны те случаи, которые особенно были типичны, чтобы мы знали и веровали в Него, как победителя, изгонителя и сокрушителя всякой силы бесовской.

Упущенное демоноподобными господами иерусалимскими довершили язычники. Так жена-финикиянка, имевшая безумную дочь, пришла к Иисусу, пала к Его ногам и умоляла Его исцелить ее. Сказал ей Господь: «Подожди, пусть сначала наедятся дети; ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам»516. Тяжелые слова, но справедливые: и как осуждение еврейским старейшинам, исключительно себя одних считавших чадами Божиими, а всех язычников псами, и как похвала великой веры этой женщины. «О, женщина, великА вера твоя,– сказал ей Иисус наконец,– да будет тебе по желанию твоему. Иди, вышел диавол из дочери твоей»517.

На одну лозу может упасть одна лишь гусеница и всю ее обглодать, а может расплодиться и целый рой гусениц. О славной мироносице Марии Магдалине говорится в Евангелии, что она была одержима семью злыми духами518. Если и семь умов будет у одного человека, то один злой дух все их может обратить в безумие, а тем более семь злых духов, когда они навалятся на один ум человеческий. Спаситель исцелил Марию от безумия, очистив ее от адских гусениц, и сделал ее вдохновенной последовательницей Своей.

Но не только семь, а целый легион злых духов может напасть на одного человека. Такой случай произошел с одержимым злым духом человеком, жившим на берегу Галилейского озера, в окрестностях Гадары519. Этот безумец жил в гробах и очень досаждал народу. Выл непрестанно и днем, и ночью и нападал на людей. Имел он силу невероятную, сверхчеловеческую. Связывали его железными цепями, но он их рвал, как нитки. Ему все было нипочем: ведь сила в нем была не его, а бесовская.

Когда Иисус появился в гадаринских пределах со Своими учениками, учуяли Его злые духи, как мухи на падали чувствуют сильный и свежий ветер. И в великом страхе швырнули свою жертву пред Тем, пред Кем дрожали. Заставили человека поклониться Господу и изо всех сил взвыть: что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Вроде бы человек говорит. Но прозорливый Господь не дал Себя обмануть. Потому спросил: как тебе имя? Тогда злые духи вынуждены были признаться и сказать: легион имя мне, потому что нас много520. Приказал им Иисус выйти из человека и дозволил войти в свиней. Было около двух тысяч свиней в одном стаде, пасшемся на берегу озера. И помчались одержимые свиньи в озеро и все утонули. Когда запрещено было другим способом вредить людям, бесам захотелось нанести материальный ущерб гадаринцам и озлобить их против Сына Божия. Но это стало лишь выражением бессильной злобы.

И так обходил Иисус села и города и изгонял злых духов из людей: духов бешенства, духов слепоты, духов глухоты, духов всякой злобы и всякой мерзости. И злые духи с воплем бежали от лица Господня. Очевидно явился в мире Сильнейший сильного. Сказал Сам Господь: Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него (Лк. 11, 21). Действительно, силен был сатана с легионами своими и оружием лжи своей. Но пришел Сильнейший его. Пришел бескомпромиссный Мессия Иисус, чтобы уничтожить имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2, 14).

Суть язычества, Феодул, и состоит в компромиссе между богами и бесами, между добром и злом и в равном служении обоим. В самом деле, где зло и добро сговорились, там зло побеждает и там бес властвует над людьми. Если где-нибудь змея и корова находятся в одном и том же храме, разве не ясно, на чьей стороне будет преимущество?

Расскажу тебе одну притчу о великом индийце, Гаутаме Будде. «Дерево бодхи» называется дерево, под которым Будда, скрестив ноги, неделями неподвижно сидел, дыша замедленно по древним инструкциям ведантистских мудрецов, по их учению о дыхании, и повторяя слово «ом, ом». Наконец ему явилось целое полчище бесов во главе со своим князем, называемым Мара. С сочувствием поглядел на них Будда и изложил им свое учение о нирване и о пути, ведущем в нирвану. Говорил он им, что это единственно правильное учение, которым он хочет спасти и людей, и бесов, и богов. От чего спасти? От жизни и от самого желания жить. И, когда Будда завершил свою речь, обрадовались бесы и похвалили Будду и его учение. Так написано в жизнеописании Гаутамы Будды, основателя буддизма.

Что общего у этого учения с Господом Иисусом Христом? Или, говоря разительными словами мудрого Павла, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? (2 Кор. 6, 14–15). Никакого. Ничего общего. Никакого компаньонства. Никакого компромисса. Христианство прежде всего есть война против сатаны и его мрачных поднебесных сил. Эту духовную войну против нечистых духовных сил начал Господь Иисус Христос с таким Божественным подъемом, о каком никогда даже не догадывались во всю историю рода человеческого.

Эту войну Христа продолжили святые апостолы Его, Им уполномоченные и вдохновленные. Ведь говорится: И, призвав двенадцать… дал им власть над нечистыми духами, и изгоняли многих бесов (Мк. 6, 7, 13). Так записал евангелист Марк. У Луки еще сильнее подчеркнуто: дал им силу и власть над всеми бесами (Лк. 9, 1). После Своего воскресения Господь снова сказал апостолам: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если чтО смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы521.

Но заметь, Феодул: Господь прежде всего подчеркивает, что Его последователи именем Его будут изгонять бесов. Это первое, и это главное. Первое есть первое, а второе – второе. Сначала нужно освободить мир от власти сатаны, а потом освобождать человека от человека и всех примирять и делать сынами Бога истины и света, Бога Единого, в Котором нет ни лжи, ни тьмы.