«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

только Тот, Кто этот Божественный дар время от времени возвращал отдельным праведникам и избранникам Своим;

Кто через слугу Своего Моисея совершил десять страшных чудес в Египте545;

Кто разделил Чермное море и провел народ Свой по сухому дну морскому546;

Кто рассек скалу в пустыне и извел воду жаждущему народу547;

Кто одождил манну с неба, чтобы накормить голодных в пустыне548;

Кто через слугу Своего Иисуса Навина остановил солнце и луну на столько, на сколько была Его воля549;

Кто уничтожал языческие войска и даровал победы слабым, но более праведным;

Кто бездетных стариц делал матерями550;

Кто через пророка Илию затворил небо, чтобы не шел дождь сорок два месяца551;

Кто повелевал земле иногда дать обильный урожай пшеницы, фруктов и винограда на пропитание людям, иногда произрастить такой урожай для пропитания не людям, а червям и гусеницам, а иногда вовсе не произрастить никакого – все по вере и беспорочности людей;

Кто через неисчислимые чудеса показывал людям, что Он не утратил той власти, какую человек по безумию своему утратил, но обладает ею во все времена и в преизбыточной мере – власть над природой и над природным порядком;

Кто, наконец, через Своих вдохновенных пророков возвещал – мало-помалу в течение тысячелетий истории человеческой – возвещал Пришествие на землю Единственного, таинственного и явного, Кто будет иметь в полной и преизбыточной мере власть над природой и ее порядком.

И, действительно, вековые пророчества сбылись тогда, когда явился на землю Бог Слово как Чудотворец, как Изгонитель демонов, Человеколюбец, Исцелитель болезней, Отверзитель рая. Одновременно таинственный и явный, Он встал лицом к лицу к природе, но не как низший в сравнении с природой и не как равный ей, а как Повелитель природы. И никто другой, меньший Его, не был нужен роду человеческому. Никто другой и более слабый не мог бы быть ни Мессией, ни Спасителем людей от сил бесовских, от греха, от смерти. Никогда и никто не был в состоянии вернуть людям достоинство властителей над природой и природным порядком.

Он не захотел даже родиться в природном порядке, от отца и матери,– а только от Матери. Родился Он от Пречистой Девы Марии, единственной Личности, избранной и предназначенной для этой единственной роли в истории мира. Даже Его Предтеча святой Иоанн Креститель родился не совсем по природному порядку: хоть от отца и матери, но бесплодных и престарелых. О Господе Иисусе говорится в церковном песнопении: «Явился Ты, как Ты Сам хотел, родился Ты, как Ты Сам изволил»552. Всякое рождение в Его власти.