«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Наконец, на Тайной вечери Господь благословил и преломил хлеб и, благодарив, подал чашу771,– что в обоих случаях означает похвалу Отцу Небесному. А после вечери, говорится, воспев хвалу, пошли на гору Елеонскую772.

Все эти похвальные и славословные молитвы обнародовали евангелисты по дальновидному Божию Промыслу, дабы и мы научились и навыкли славить и благодарить Отца Небесного за все добро и все дары, приходящие к нам от Него.

Самая продолжительная молитва Иисусова из записанных – это молитва перед Его страданиями, которую записал только четвертый евангелист. Эта молитва может быть названа молитвой о Церкви. В ней Спаситель молит Отца Своего, да сохранит Он Его апостолов: Отче Святый! соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, чтобы они были едино, как и Мы773. Апостолы представляют первую Церковь Христову. Об этой Церкви молится Он перед Своей смертью. Но Он еще молится и о Церкви Своей в ближайшем и далеком будущем, и о нас, наиболее удаленных от того времени. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,– да уверует мир, что Ты послал Меня774.

Как родитель молится о детях своих и как сеятель молится о посеве своем, так Иисус молится о всех тех, кто после Него остается, но в Него верует, через века и через все поколения. Божественный урок того, как должен родитель молиться о своих детях, учитель – о своих учениках, сеятель – о своем посеве.

Трижды Иисус молился Отцу Своему о Себе.

В первый раз в Своей молитве после Тайной вечери:

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира775.

Это сказал Господь из-за евреев, делавших все ради славы человеческой. А Он им и ранее говорил: Не принимаю славы от человеков776. Меня прославляет Отец Мой777,– чтобы и мы прославляли Бога и ожидали вечной славы от Него, а не гнались за преходящей и обманчивой славой от людей.

Во второй раз молился Иисус о Себе в Гефсиманском саду перед самым арестом Своим и страданиями: Он пал на лице Свое, молясь и говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты778.

Так было трижды.

Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его779.

И был пот Его, как капли крови, падающие на землю780.

Это была самая страшная молитва Иисуса. Вот как описывает ее святой Павел следующими словами: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти (Евр. 5, 7).

Это Он как Человек молился, а не как Бог, дабы было ясно миру, что Иисус как Человек страдал и умер за людей, а не как Бог.