«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И еще в другом случае, когда эти проклятые очевидцы бесчисленных чудес Христовых требовали какого-нибудь особого знамения, Он снова повторяет им притчу об Ионе как образе Своих тридневной смерти и воскресения (см.: Мф. 16, 1–4).

Ученикам Своим Он говорил много раз, что пострадает от старейшин и вождей-священников, что они Его убьют и что Он в третий день воскреснет. Все это сказано Им много раз.

Когда проходили через Галилею, сказал им Иисус: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и в третий день воскреснет840. И они опечалились весьма.

И снова по другому поводу сказал им, что евреи предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но апостолы ничего из этого не поняли (Лк. 18, 32–33, 34).

Так Он им обычно говорил после какого-нибудь Своего славного деяния: после преображения или после какого-нибудь чудесного исцеления, чтобы это послужило нам уроком, дабы мы не гордились и не хвалились, а думали о последнем часе. Но немощная природа человеческая с трудом принимает даже такие удивительные и ясные уроки. Однажды, когда Он говорил ученикам о Своих предстоящих страданиях и о смерти, пришла им мысль: кто бы из них был больше? (ср.: Лк. 9, 46). А Он им как раз нарочно говорил о Своих страданиях и смерти всегда после какой-нибудь славы Своей, дабы их научить смирению и уничижению и страху Божию. Ах, Боже, какими слабыми были и они, стоявшие так близко к Источнику вселенской и небесной славы!

Он видит прошлое людей и знает их судьбы. Расслабленному говорит Он в Вифезде, после того как его исцелил: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже841. Ясно из этого, что Господь прозрел в прошлую жизнь расслабленного больного и узнал причину его болезни. А причина была в его грехе. Потому и говорит ему: больше не греши.

Он прозревает в прошлое слепорожденного юноши. Апостолы Его, видя вместе с Ним этого слепого нищего перед роскошным храмом Соломоновым, спросили Его: РаввИ! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? К великому изумлению учеников, отвечал Иисус: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии842, то есть чтобы Он, как Мессия и Спаситель мира, открыл ему очи, что и произошло.

Проникая Своим прозорливым умом в далекие горизонты прошлого, Он говорит евреям о праотце Аврааме: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин. 8, 56). Это тайна, непостижимая для нас.

Апостолам Он прорек: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь843, то есть все разбегутся, спасая свою жизнь, а Его оставят одного, что и сбылось.

Петру Он прорек: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня844. Это сбылось, вопреки уверениям Петровым, что он не отречется от Него.

Об Иуде Он знал с самого начала, что тот предаст Его. Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его (Ин. 6, 64). И снова, по другому поводу пишет святой Иоанн, что Иисус знал предателя: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол (Ин. 6, 70). И снова в другом месте: Знал Он предателя Своего (Ин. 13, 11). А когда собрались они на Вечери, сказал Он предателю: что делаешь, делай скорее845. Словно Господь торопился как можно скорее уйти из этой жизни и перейти к Отцу Своему. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему846.

Никто не знал; Он один знал. Никто не видел; Он один видел, что скрывают в себе вчера, сегодня и завтра.

Он изумляет женщину-самарянку знанием всей ее жизни: у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе847. А на вопрос женщины, где дОлжно молиться Богу: в Иерусалиме или Самарии, отвечает ей Прозритель: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу848. И это дословно исполнилось.

Он видел низвергающегося сатану: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10, 18).