«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Он всегда видит Отца Своего Небесного и делает то, что благоугодно Отцу: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего849. Когда Он изъявляет желание в мыслях или в молитвах, то пред Ним раскрываются небеса и Он свободно общается с Отцом Своим и святыми Ангелами. Если бы Он в напасти лишь только пожелал, Отец послал бы Ему более, нежели двенадцать легионов Ангелов (Мф. 26, 53).

В зените славы Он ошеломляет предвидением Своей смерти: когда одна благочестивая женщина в Вифании возлила драгоценные ароматы на ноги Его, возроптали некоторые из присутствующих материалистов, из них евреи первые. Тогда Иисус им ответил: оставьте ее: чтО ее смущаете? Она предварила помазать тело Мое к погребению850.

Он прозирает высоту небесную. Он прозирает глубины ада. Видит дали времен; видит и дали пространств. Он видел богача в геенне и Лазаря на лоне Авраамовом851.

А возвращаясь из Вифании в Иерусалим, Он сказал ученикам: пойдите в противолежащее селение; войдя в него, найдете молодого осла привязанного, на которого никто из людей никогда не садился; отвязав его, приведите; и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им (Лк. 19, 30–32).

Это называется прозрение в пространство.

А перед Пасхой послал Петра и Иоанна приготовить Ему пасху. И когда они спросили, где Он желает, чтобы приготовили Ему, Он отвечал: вот, при входе вашем в город, встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом, в который войдет он, и скажите хозяину дома: Учитель говорит тебе: где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими? И он покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. Они пошли, и нашли, как сказал им (Лк. 22, 10–13).

И это блестящий пример прозрения в пространство.

Евреям, не признававшим Его Мессией и непрестанно ожидавшим некоего другого мессию – своего и для себя, а не всемирного, не для всего мира,– прорек всевидящий Господь следующее: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5, 43). И это временнОе пророчество доныне целиком осуществляется. Евреи до сих пор провозглашали многих людей своими мессиями и вскоре их отвергали, разочарованные их бессилием. Последним, кто пришел не во имя Бога, а во имя свое и на кого евреи возложили всю свою надежду, был Маркс852. Пророчество Христово, несомненно, относится и к нему, и к нему более, чем к Варавве, Бар-Кохбе или к любому другому лжемессии вплоть до наших дней. Ведь мировое, интернациональное еврейство возлагало все свои надежды и строило все свои планы в расчете на него, Карла Маркса,– безбожника, потомка праотца Завулона853.

Гибель Хоразина, Вифсаиды и Капернаума провидел и предрек Иисус совершенно ясно: горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище854 и пепле покаялись. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Мф. 11, 21, 23). Это пророчество исполнилось с ужасающей точностью. Там, где стояли эти три культурных города, из которых Капернаум на краю моря сиял подобно звезде, осталось пустынное место, через которое нельзя пройти, не рискуя уколоться тернием или быть укушенным змеей855.

Пророчество о храме Иерусалимском. Когда Ему показали храм, с восхищением говоря: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! – полагая, что и Он придет в восхищение, сказал им Иисус: Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено856. Это сбылось буквально. Все паломники могут в Иерусалиме увидеть тяжелые плиты, оставшиеся от бывшего храма, называемые Стеной плача857. Лежат они одна на другой и служат сейчас оградой для мечети арабской858. Каждую субботу собираются евреи к этой Стене, бьются головой о камни и плачут. А когда прозорливый Господь это провидел и прорекал это, кто тогда мог в это поверить?

Судьбу города Иерусалима провидел Иисус и потому заплакал. Ужасы, которые должны обрушиться на этот святой город, видел Он наперед так ясно, что не удержался и заплакал. Обычный человек, если бы увидел это, обезумел бы. И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за тО, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 41–44), то есть из-за неприятия и отвержения Мессии.

И это страшное пророчество осуществилось, причем не однажды, а многократно. Сначала его разорил царь Тит859, а затем царь Адриан, халиф Омар, турки-сельджуки и другие завоеватели. Иисус говорит об окопах и осаде города со всех сторон. К чему эта подробность? Нужно прочесть Иосифа Флавия, чтобы понять важность этой детали в пророчестве860. Когда римляне осадили город, евреи претерпели невиданные несчастья. Матери варили и ели своих детей! Все это Ясновидец видел отчетливо, потому и заплакал.

Пророчество о евреях просто поражает своей точностью. Это пророчество гласит: Се, оставляется вам дом ваш пуст861. Когда были произнесены эти слова, евреи жили на своей родине, в Палестине, и вся Палестина от края до края была населена и даже перенаселена евреями. Сегодня же весь еврейский народ живет в чужих странах и чужих отчизнах. Дом их остался пуст, причем не со вчерашнего дня, а уже много веков назад. Почему это произошло? Потому, что они хотели иметь лжемессию, а истинного Мессию распяли на Кресте и таким образом приняли невинную Кровь на себя и на детей своих862. А невинная кровь сильнее всякой силы на свете. Эту мистическую, страшную реальность евреи никогда не могли понять. Тысячи лет они проливали человеческую кровь в войнах и кровь агнцев на жертвеннике и все же не задумались о таинстве невинной крови. И их эта невинная Кровь, причем самая невиннейшая Кровь Сына Божия, гонит непрестанно и не дает им нигде покоя, как кровь праведного Авеля нигде не давала покоя кровавому братоубийце Каину863.

Таковы пророчества, уже осуществившиеся. Нельзя сказать, что мы перечислили все их. Евангелие – такая сокровищница мудрости, чудес и пророчеств, что никогда нельзя быть уверенным, что хоть что-нибудь из нее исчерпано до конца.