«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Но из всех пророчеств Иисусовых всего рода человеческого касаются пророчества о последних временах и втором Его Пришествии. Это Апокалипсис Христов, написанный не в образах, как Апокалипсис Иоаннов, а в ясном и логичном изложении событий. Мы не собираемся приводить здесь все сказанное Господом о последних временах и о Его втором Пришествии. Ведь тогда мы должны были бы переписать целые главы из Евангелия (см.: Мф. 24; 25, 31; Лк. 13; 21). Пусть каждый христианин читает эти два обширные пророчества, и как можно чаще. Они очень полезны, ибо просвещают разум и укрепляют надежду.

Скажем только, что Иисус видел историю человечества как время, исполненное зла, лжи, ненависти, войн и мятежей, отпадений от Бога, мучений христиан и завершенное напоследок смятением всей вселенной: помрачением солнца и луны и спадением звезд с неба. Этим опровергается вульгарная философская теория о непрерывном прогрессе в истории мира, о все возрастающем совершенствовании людей и об установлении рая на земле в далеком будущем. Это теория и догадка, а то было Христово вИдение действительности такой, какой она будет. Человекоубийца от начала864 нашептывает книжникам и философам, что человечество все больше и больше усовершается и все больше и больше приближается к «земному раю». Лишь бы отвратить людей от Бога Творца и Промыслителя и затемнить их вИдение рая, вечности и Царства Небесного. Между тем, по истинному вИдению Христову, история развивается путем трагичным, а завершится катаклизмом, то есть кажущейся победой сатаны, за которой вскоре откроются сияние и великолепие славы Христовой. Как было и с Самим Христом: страдание, одиночество, предательство, Голгофа, воскресение. Христова жизнь на земле – прообраз христианской истории, то есть Церкви Его, до конца времен. И Церковь Его будет напоследок поругана, оплевана, изранена и предана, как Он. Она будет страдать и будет одинока посреди пучины всемирного зла. Предатели и иуды будут предавать ее и продавать безбожникам. А когда окажется она в наибольших муках, на своем кресте, тогда солнце и луна померкнут, как при смерти Христа.

Но когда сатана возомнит, будто победил, и когда злобный и христоборный мир будет злорадно ликовать, подобно евреям под Крестом Христовым, тогда внезапно осуществится это второе пророчество: силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся (грешники от страха, а праведники от радости) все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою865.

Все происшедшее на малой сцене Иерусалима повторится в последние времена на сцене всего мира. Драма правды всегда имеет два завершения: первое – которому сатана радуется, а второе – которому Бог радуется. Смерть на Голгофе была первым завершением, которому радовался сатана с евреями, а воскресение Христово стало вторым завершением той же самой драмы жизни. И мировая история – точнее говоря, история Церкви Христовой, ибо эта история есть и останется единственной историей на свете, имеющей план и смысл,– также имеет два окончания: один будет мраком, а другой светом. Но свет станет главным и последним концом.

Родившийся в пещере вифлеемской и Лежавший на соломе в овечьих яслях явится внезапно – как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада866, причем с силою и славою, на облаках бессчетных воинств ангельских867.

Тогда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов868. Тогда Он станет судить всех по делам их и отправит одних в муку вечную, а других в жизнь вечную869.

Это видЕние сверхчеловеческое. Это пророчество Истинного. Время и пространство не смогли ни умалить это видЕние, ни затуманить это пророчество. Он видел и предрек то, что будет с миром и с человечеством. Так и будет. Многочисленные уже сбывшиеся Его пророчества – твердая порука в том, что сбудутся и эти Его пророчества о конце времен и о втором Его Пришествии.

Все пророки и тайнозрители всех народов и времен в сравнении с Господом Иисусом Христом – что восковые свечи против яркого солнца Божия.

Литургия

Литургия есть подтверждение любви, Феодул, Божией любви к людям. Литургией Бог подтвердил Свою любовь к роду человеческому. Это подтверждение состоит не только в жертвовании чем-то Своим, но Собой Самим. Не Своим, Феодул, а Собой. Большего подтверждения невозможно ни потребовать, ни сыскать на свете. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих870. Такую любовь явил Бог, жертвуя Сыном Своим Единородным ради всех тех, кто поверит в Него; а они и есть друзья Божии.

Спаситель мира пожертвовал за род человеческий всем Своим, а напоследок и Самим Собой. Засвидетельствовал Он Свою любовь и словами, и делами, и слезами, и молитвой, а еще непрестанным трудом и пОтом, изнуряя Себя голодом и жаждой, отказом от сна, усталостью и нищетой. Предположим, Феодул, что ты брошен в темницу какими-нибудь злодеями. И если бы ты услышал, что какой-нибудь незнакомый человек, которому ты не сделал ничего хорошего в жизни, трудился и мучился для твоего освобождения и жертвовал собой столько, сколько Иисус,– даже кроме смерти,– разве для тебя это не было бы достаточным доказательством того, что этот человек испытывает большую любовь к тебе? Поистине, ты воспринял бы это как достаточное, и даже более чем достаточное, доказательство любви. Ведь было бы бесчеловечно и неестественно, если бы ты потребовал от него, чтобы он сверх всего этого еще и умер за тебя, и тогда только ты поверил бы в его любовь. Действительно, неестественно и чудовищно. Но Христова любовь не неестественна, а сверхъестественна, Божественна. Его любовь, как и всю Его Личность, никак нельзя вместить в рамки двух-трех природных измерений. Это приметил и уловил апостол Павел, когда, изумленный, пишет ефесянам: чтобы вы могли постигнуть со всеми святыми, чтО широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову (Еф. 3, 18 –19).

Превосходящую разумение любовь Христову – слышишь ты это, Феодул? Любовь Христова разумом человеческим, поврежденным и оземлянившимся, не может быть ни понята, ни постигнута. Тот же апостол, рассуждая по разуму человеческому, в другом месте разъясняет это так: едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 7 – 8).

Именно в этом состоит Божественное наслаждение: жертвовать собой за того, кто не надеется на жертву от тебя, и умереть за того, кто тебя ненавидит. На это способен только Бог или обОженный человек – тот, в кого вселился Бог.