Святитель Василий Великий-БЕСЕДЫ НА ПСАЛМЫ-Беседа на первую часть первого псалма1-Беседа на псалом седьмой6-Беседа

А если иудей будет исключать нас, говоря, что псалом писан не о нас, то пристыдим его написанным в том же псалме, объяснив ему нераздельность призвания и то, как оно сводит далеких между собою, созывает дальних и многих делает едиными чрез веру во Христа. Сказано: (9) Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий; и Ефрема наименовал, и Иуду присовокупил, и Моава причислил, грозит наступить на Идумею и вместе благовествует о покорности всех: (10) Мне иноплеменницы покоришася.

Боже, отринул ны еси. Отринул еси нас, которые удаляются от Тебя по мере грехов своих; низложил еси скопища нашего лукавства, благодетельствуя нам тем, что приводит нас в немощь; разгневался еси, когда бехом естеством чада гнева (Еф. 2, 3), упования не имуще и безбожни в мире (Еф. 2, 12); ущедрил еси нас, когда Единородного Твоего предположи Ты в жертву умилостивления за грехи наши (см.: Рим. 3, 25), чтобы в Крови Его нашли мы избавление (см.: Еф. 1, 7).

Но мы, облагодетельствованные Тобою, не познали бы сего, если бы (5) не напоил еси нас вином умиления. Вином называется слово, которым ожесточенное сердце приводится в чувство.

(6) Дал еси боящимся Тебе знамение, еже убежати от лица лука. Моисей на косяках дверей домов израильтян полагал в знамение кровь овчую, а Ты дал нам знамение - самую Кровь непорочного Агнца, закланного за грехи мира. И Иезекииль говорит, что дается знамение на лица. Сказано: Идите вслед его, изсецыте и не пощадите и не помилуйте: старца и юношу и деву, и младенцы и жены избийте в потребление: а ко всем, на нихже есть знамение, не прикасайтеся (ср.: Иез. 9, 4-6 ) .

(8) Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму. Сикима избранная, участок земли, данный Иаковом Иосифу (см.: Быт. 48, 22), прообразует Завет, который по видимости дан был одному Израилю. Сей-то избранный Завет, сие-то наследие народа, обращу в раздел и сделаю общим с прочими. А когда Завет будет разделен между всеми и польза сделается общею для всех облагодетельствованных Богом, тогда и юдоль жилищ размерится, то есть вся вселенная, как по жребиям, разделена будет для селений на всяком месте. Тогда и далеких между собою приведет в соприкосновение Умиротворяющий аще земная, аще ли небесная (Кол. 1, 20), и средостение ограды разоривый сотворит обоя едино (ср.: Еф. 2, 14).

(9) Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий. Галаад есть потомок Манассии (ср.: 1 Пар. 7, 17). Сим показывается нисходящий от Бога последовательный ряд патриархов, от нихже Христос по плоти (ср.: Рим. 9, 5). И Ефрем заступление (Пс. 107, 9) главы Моея, Иуда царь Мой. Расторженные части соединяет единомыслием.

(10) Моав коноб упования или, как другой толковник говорит, коноб омовения17, или коноб беззаботности18, то есть человек отверженный, которому с угрозою сказано, что не взойдет в Церковь Господню, ибо не внидет Амманитин и Моавитин до третьего и до десятаго рода и даже до века (ср.: Втор. 23, 3). Впрочем, поскольку Крещение подает оставление грехов и должникам доставляет беззаботность, то Пророк, указывая на избавление и на усвоение Богу чрез Крещение, говорит: Моав есть коноб омовения или коноб беззаботности. Итак, все иноплеменницы покоришася, подклонившись под иго Христово.

Посему-то и на Идумею налагает (ср.: Пс. 107, 10) сапог Свой. А сапог Божества есть богоносная плоть, чрез которую Оно снизошло к человекам.

В сей надежде, ублажая время пришествия Господня, Пророк говорит: (11) Кто введет мя во град ограждения? И может быть, разумеет Церковь, называя градом, потому что она есть собрание вселяющихся законно, и градом ограждения по ограде веры. Почему один из толковников19 весьма удачно перевел: во град огражденный. Итак, кто мне даст видеть сие великое зрелище - Бога, пришедшего к человекам? На сие-то указывают слова Господа: Яко мнози пророцы и праведницы вожделеша видети, яже видите, и не видеша (Мф. 13, 17).

(13) Даждь нам помощь от скорби. Будем искать помощи не в крепости, не в благосостоянии плоти, пожелаем заступления не от кого-либо из почитаемых знатными у людей. Не множеством денег, не превосходством силы, не высотою славы приобретается победа, напротив того, из преизбытка скорби Господь подаст помощь взыщущим Его. Таков был и Павел, который скорби ставил себе в похвалу, почему мог говорить: Егда немощствую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). Даждь и нам, Господи, помощь от скорби, ибо скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит (Рим. 5, 3-5). Видишь, куда возводит тебя скорбь? К непостыдному упованию! Болен ли ты - благодушествуй, потому что егоже любит Господь, наказует (Евр. 12, 6). Беден ли ты - веселись, потому что ожидают тебя Лазаревы блага. Терпишь ли бесчестие за имя Христово - ты блажен, потому что бесчестие твое обратится в ангельскую славу.

Убедим себя, братья, во время искушения прибегать не к человеческим надеждам и не здесь, на земле, искать себе помощи, но совершать моления со слезами и воздыханиями, с прилежною молитвою, с напряженным бдением, ибо тот получает помощь от скорби, кто человеческую помощь презирает, как суетную, и утверждается в надежде на могущего спасти нас, утверждается же о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.