Недостоин тот, кто считает себя достойным

Блаженный Августин, епископ Иппонийский (354-430; память 15 / 28 июня). Родился в Африке, в г. Тагасте, образование получил в Карфагене. В качестве преподавателя риторики прибыл в Медиолан в период епископства святителя Амвросия ( 397; память 7 декабря) и под его руководством изучил Священное Писание. Слово Божие произвело в душе блаженного Августина коренной перелом: он крестился, раздал все свое имение бедным и принял монашество. В 395 г. был возведен в сан епископа. Понес много трудов по борьбе с ересями донатистов, манихеев и пелагиан. Среди наиболее известных творений блаженного Августина - "О граде Божием", "Исповедь", 17 книг против пелагиан и "Христианская наука".^

"Исповедь" - автобиографическая повесть, написанная блаженным Августином в 397-400 гг., спустя 10 лет после его обращения ко Христу, вскоре после возведения в епископское достоинство. Все свои долгие поиски, свой непростой путь к Богу Августин излагает в "Исповеди" как в пламенной молитве к Нему. Помимо собственно автобиографического, "Исповедь" имеет важное богословское и философское значение.^

Преподобный Никодим Святогорец (1749-1809; память 1 / 14 июля). Родился в Греции на острове Наксос, получил образование в г. Смирна. В возрасте 26 лет пришел на Афон, принял постриг в монастыре Дионисиат, где ему была поручена подготовка издания рукописи "Добротолюбие", обнаруженной в 1777 г. в Ватопедском монастыре. В 1783 г. принял схиму и пребывал в затворе шесть лет, затем до кончины занимался литературно-богословскими трудами. Преподобный Никодим - автор предисловия к "Добротолюбию", книг "Невидимая брань", "Учение об исповеди", "Благонравие христиан", ряда толкований на апостольские Послания, богослужебных текстов.^

Игумен Никон (Воробьев; 1894-1963). В 1931 г. принял монашеский постриг и священный сан, в 1933 г. был арестован и сослан в Сибирь на 5 лет. Служил на приходах в Козельске, Гжатске. Его благоговейное служение привлекло к нему множество духовных чад. Письма игумена Никона духовным чадам неоднократно публиковались под общим названием "Нам оставлено покаяние".^

Перепахать жизнь

- Существует понятие "генеральная исповедь". Что это такое?

- Так иногда называют исповедь за всю прожитую жизнь, исповедь глубокую, всестороннюю. Приходя на исповедь время от времени, человек говорит о том, что мучает его душу непосредственно в момент покаяния. Но многое остается невысказанным, забытым и, как следствие, неисцеленным. Очень часто бывает так: человек ходит в храм, регулярно исповедуется, причащается - и осознает наконец необходимость пересмотра всей своей жизни. Ведь мы видим, что одни и те же грехи у нас повторяются, избавиться от них не получается,- вот поэтому надо разобраться в себе. Всю свою жизнь, как она есть сейчас, пересмотреть.

Исповедь за всю жизнь - это некий "плуг", который позволяет всю ее перепахать и поднять таящееся в глубине на поверхность. Это уникальная возможность увидеть свою жизнь во всей ее полноте. Как правило, такая исповедь совершается лишь однажды. Но могут быть и исключения. Например, существует традиция приносить исповедь за всю прожитую жизнь перед принятием монашеского пострига или рукоположением в священный сан вне зависимости от того, что подобная исповедь совершалась прежде. В любом случае после этого в жизни человека происходят какие-то добрые перемены. Ему словно невидимые двери открываются - двери его собственного сердца.

- Как относиться к так называемым вопросникам для генеральной исповеди? Их можно видеть в церковных лавках.

- Если под генеральной исповедью понимать именно исповедь за всю прожитую жизнь, то здесь действительно возникает необходимость в каких-то внешних пособиях. Лучшее пособие для исповедующихся - это книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди": она о духе, о правильном настрое кающегося человека, о том, в чем именно надо каяться. Есть книга "Грех и покаяние последних времен. О тайных недугах души" архимандрита Лазаря (Абашидзе)[1]. Полезны выдержки из творений святителя Игнатия (Брянчанинова) - "В помощь кающемуся". Что касается вопросников - да, есть духовники, есть священники, которые этих вопросников не одобряют. Говорят, что в них можно вычитать такие грехи, о которых читающий и слыхом не слыхал, а прочитает - и повредится Но, к сожалению, почти не осталось таких грехов, о которых современный человек не знал бы. Да, там есть вопросы неумные, грубые, есть вопросы, грешащие явно излишним физиологизмом Но если относиться к вопроснику как к рабочему инструменту, как к тому же плугу, которым один раз нужно всего себя перепахать, то, я думаю, использовать его можно. В старину подобные вопросники называли таким чудн`ым для современного уха словом - "поновление". Действительно, человек с их помощью поновлял себя как образ Божий, как поновляют старую, обветшавшую и закопченную икону. Думать о том, в хорошей или плохой литературной форме составлены эти вопросники, совершенно необязательно. К серьезным недостаткам некоторых вопросников нужно отнести вот что: составители включают в них то, что, в сущности, грехом не является. Не мыл ли, например, руки душистым мылом или не стирал ли в воскресенье Если стирал во время воскресной службы,- это грех, а если стирал после службы, потому что другого времени не было,- лично я в этом греха не вижу.

- К сожалению, в наших церковных лавках можно подчас такое купить

- Вот почему необходимо посоветоваться со священником прежде, чем использовать вопросник. Могу порекомендовать книгу иерея Алексия Мороза "Исповедую грех, батюшка" - это разумный и очень подробный вопросник.

Архимандрит Лазарь (Абашидзе). Известный церковный писатель, клирик Православной Грузинской Церкви.^

Епитимья не наказание