Недостоин тот, кто считает себя достойным

Вот почему очень важно, чтобы крещению обязательно предшествовала обстоятельная беседа с разъяснением основных христианских истин, прочтение Евангелия и - осмысленная, сознательная исповедь во всем, чем отяготил человек свою совесть до этого момента. Тогда-то и приходит понимание того, что должно остаться в прошлом, к чему человек уже не должен возвращаться по принятии крещения,- приходит понимание того, что такое грех. И есть надежда, что после такого, пусть и малого, краткого приготовления человек сможет по-настоящему войти в церковную жизнь, что крещение не останется для него формальностью.

Почему после крещения, когда прощаются все грехи человека, снова нужна исповедь?

Крещение омывает грехи, но отнюдь не упраздняет их в последующей жизни христианина. Оно реально дает человеку возможность достигнуть святости, но путь к ней лежит через познание своего падения, своей страстности, немощности, неспособности что-либо доброе сделать без Бога. И такое познание христианину, внимательному к себе, очень скоро доставляет его повседневная жизнь. Он на опыте узнает, что все его земное бытие является постоянной борьбой с грехом в себе, с преодолением окружающих его в мире соблазнов. Причем борьба эта бывает подчас очень и очень жестокой, требующей напряжения всех внутренних сил человека, а еще более - его молитвенного обращения к Богу, всеусильного искания помощи Божией, без которой все останется тщетным. Борьба эта с полным правом может называться борьбой не на жизнь, а на смерть, потому что от исхода ее зависит вечная участь, вечная жизнь человека.

Но естественно, что как бы строг ни был к себе христианин, как бы серьезно ни относился к делу своего спасения, все равно на поприще борьбы он не обойдется без временных поражений, более или менее крупных, но так или иначе удаляющих его от Бога. И именно поэтому на протяжении всей своей жизни христианин нуждается в таинстве Покаяния. Не будь этого таинства, не спасся бы никто, потому что пред Богом грешны все, нечисто пред Ним, по слову книги Иова, и самое небо (Иов 15, 15).

"Источник слез после крещения,- говорит преподобный Иоанн Лествичник,- больше крещения, хотя сии слова и кажутся несколько дерзкими, ибо крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Крещение приняв в младенчестве, мы все осквернили его, а слезами снова очищаем его. И если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся"[2].

Решила исповедаться. Впервые. Очень волнуюсь: мне 32 года, очень много грехов. Прочитала, что нельзя приступать к исповеди, находясь с кем-то в ссоре. А как быть, если эта ссора произошла много лет назад, мучает вина, но просить о прощении уже нельзя по разным причинам?

Очень отрадно, что эта мысль - приступить к Богу с покаянием - нашла отклик в Вашем сердце. Покаяние - то, с чего начинается наша жизнь в Церкви и наша жизнь в Боге. Волнение естественно: ведь говорить на исповеди нам приходится не о чем-то приятном, а, наоборот, о самом горьком и скорбном, что только есть в нашей жизни,- о грехах. Но после исповеди, чистой и искренней, это волнение сменяется радостью от сознания своего примирения с Богом, ощущения, что мы, подобно блудному сыну, вновь возвратились в отеческий дом, наполненный любовью и теплом.

Действительно, приступая к покаянию, по слову Самого Спасителя, необходимо обязательно простить от сердца всем, на кого мы имели когда-либо обиду, испросить прощения у того, кто обижен на нас (см.: Мф. 5, 24; 6, 14-15). Но если по какой-то совершенно объективной причине мы не можем встретиться и примириться с тем, с кем когда-то рассорил нас враг нашего спасения, то достаточно примириться хотя бы в сердце, примириться и молиться об этом человеке, чтобы Господь был милостив к нему, чтобы и его сердцу "известилось" простить нам нашу вину.

Как исповедовать плотские грехи? Можно ли, если очень стесняешься, просто написать и показать священнику?

Святые отцы учат, что исповедовать плотские грехи подробно и в деталях (равно как и блудные помыслы) не следует. Во-первых, такое внимание к деталям может возобновить в душе самого исповедующегося воспоминание пережитых падений и искушений; во-вторых, будет небезвредно и для принимающего исповедь священника, если только он не бесстрастен. Однако говорить о грехе всегда надо так, чтобы было ясно, в чем заключается его суть, чтобы грех не умалялся и не преувеличивался. В некоторых случаях ради преодоления стыда действительно бывает необходимо написать грехи на листе бумаги и дать прочитать священнику. Подобные примеры можно найти и в некоторых житиях святых, в частности, в житии святителя Василия Великого, к которому пришла женщина, чьи грехи были столь постыдны (или же она сама столь чувствительна), что ей никак не удавалось назвать их вслух, почему она и доверила их бумаге. Но лучше все же ради смирения бывает понудить себя и сказать о грехе так, как есть, самостоятельно.

Я читала, что какому-то человеку было открыто, как во время исповеди каждый грех в виде змея выходит из уст кающегося при его оглашении. А как же тогда выходит этот змей, если часто батюшка сам про себя прочитывает грехи кающегося по бумажке?

Нужно помнить, что во всех подобных откровениях видимое людьми являло собой лишь образ происходившего в области духовной. И ни в коем случае нельзя относиться к таинству так "материалистически". "Выходящий из уст змей" - образ обнаружения кающимся своего греха в покаянии, открытие его пред Богом и перед священником. И нет решительного различия, как именно это происходит - посредством словесного оглашения или же посредством написания на бумаге. Хотя, как уже говорилось выше, лучше все-таки мужественно называть грехи самому, терпя при этом целительные боль и стыд.

Я совершила тяжкий грех, который хочу исповедать. Но мне стыдно исповедать его батюшке, у которого я обычно исповедуюсь, потому что он меня знает. Не скрою: боюсь и того, что он будет ко мне более строг, тем более что не истек срок епитимьи, которую он наложил на меня за другой грех. Если я пойду на исповедь в другой храм, это нормально? Или это будет лукавством с моей стороны и попыткой избежать настоящего покаяния?

Вы абсолютно правы: это действительно будет лукавством и попыткой избежать настоящего покаяния, а также очень большой ошибкой, вызванной малодушным, совершенно неправильным страхом. Стыд, который нам приходится переживать на исповеди, спасителен. Память о том, что вновь придется каяться в одном и том же грехе, нередко удерживает от него, или же, по крайней мере, таким образом, раз за разом исповедуясь в своих преткновениях перед одним духовником, человек начинает приобретать угодное Богу более всех иных добродетелей смирение. Во время исповеди сердце человека должно "раскрыться" для действия благодати, чтобы она действительно очистила, преобразила его. А лукавство, попытка что-то "спрятать", утаить от священника, у которого Вы обычно исповедуетесь, такому раскрытию помешают; у Вас останется мучительное чувство чего-то незавершенного, ощущение неполноты. Менять духовника, когда Вы видите, что общение с ним не приносит духовной пользы, можно. Но только тогда, когда это действительно так. А по страху человеческому - не стоит.