Нам оставлено покаяние

О том, что творения древних Отцов ныне нужно читать с большим рассуждением и что советы, которые давались христианам первых веков во многом уже неисполнимы для нас, говорят почти все подвижники последнего времени, например, святители Феофан Затворник, Филарет Московский. То же пишет и автор книги, которую Вы держите перед собой игумен Никон (Воробьев). Развивая эту мысль, он говорит, что сейчас уже не только писаниями древних, но и писаниями более близких нам по времени святых нужно пользоваться с рассуждением: "Учиться надо и молитве, и вообще христианству у Игнатия (Брянчанинова). Лучшего учителя для нашего времени нет. Но и он стал почти недоступен современным христианам" (письмо №57).

Вот некоторые причины современного духовного оскудения, указанные духовными писателями:

оскудение духовных наставников, ведущее к почти повсеместному отсутствию здравых понятий о духовной жизни и искажению самих основ духовности;

отсутствие делателей молитвы Иисусовой и живых примеров благочестия;

оскудение физических сил и здоровья, по причине чего пост и другие телесные подвиги сделались для нас невозможными в той форме, в какой они проходились христианами первых веков;

при внешнем, кажущемся расцвете монастырей, глубочайшее расстройство монашества.

Есть и другие причины [1].

Именно по причине этого оскудения современные христиане особенно нуждаются в наставлениях, созвучных древним Отцам, проникнутых их духом, содержащих мысли Святых Отцов, но выраженные современным языком, изложенные применительно к понятиям нашего невежественного времени. Эти пояснения к святоотеческим писаниям могли бы дать лица, опытно прошедшие указанный Отцами путь; не по букве, а по духу постигшие святоотеческие заветы и деятельно исполнившие их. Как власть имеющие, а не как книжники и фарисеи, они научили бы и нас этому исполнению:Иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном(Мф. 5; 19). Где же почерпнуть в наше время такие наставления?

XX век век мучеников и исповедников. Милость Божия, величайший Божий дар современным христианам сонм Российских Новомучеников. Своими страданиями они прославили Бога, пронесли веру Христову пред мучителями и богоотступниками. Ярким огнем горевшая их вера явилась путеводной звездой к Богу для многих наших современников. В той или иной мере гонения коснулись каждого христианина, жившего в ту тяжелую, но благодатную эпоху. Из среды Новомучеников нам воссияли глубокие богословы, замечательные проповедники. Их богословие выковалось и заблистало в горниле страшных испытаний. К сожалению, многие страницы их творений безвозвратно утеряны. Но то, что осталось, обогатило Церковь на века.

К великому сожалению, несмотря на такое богатство и многообразие богословской и проповеднической мысли в Русской Церкви, XX век практически не дал нам образцов аскетической литературы. Конечно, многое по непостижимым судьбам Божиим пока остается под спудом и ждет своего времени, чтобы явиться миру. Ныне же из последних известных в России аскетических произведений значительными можно назвать лишь: "Мою жизнь во Христе" св. прав. Иоанна Кронштадтского (книга, принадлежащая более к XIX веку) и книгу "Преподобный Силуан Афонский" [2].

По милости Божией, книга, которую Вы держите в руках, может, хотя бы в некоторой степени, восполнить духовную скудость. В этом отношении она не имеет аналогов. В книге собраны письма к разным лицам, мирянам и монашествующим, их духовного отца. Автор писем, игумен Никон (Воробьев) вряд ли помышлял, что они будут когда-нибудь изданы. Поэтому, не опасаясь никакой цензуры, он высказывает откровенно и нелицеприятно все, что думает. В этом большая ценность писем.

Часть их уже была опубликована в Париже издательством ИМКА-Пресс под названием "Письма духовным детям" и неоднократно переиздавалась в России в послеперестроечный период. Уже тогда она обратила на себя внимание многих ищущих спасения. К сожалению, в указанном издании приводятся в основном письма мирянам. Значительная же часть писем, в частности, адресованных монашествующим, не была опубликована. Между тем, эти письма не менее ценные. Глубокой благодарности заслуживает человек, собравший их все воедино-по-видимому, близкий о. Никону.

Книга родилась во время гонений. Письма датированы концом сороковых началом шестидесятых годов. Массовых расстрелов и арестов духовенства и верующих тогда уже не было, но гонения на религию продолжались. Монастыри были почти повсеместно закрыты и разорены. В тех немногих, которые чудом уцелели, было очень тяжело: постоянные притеснения, угрозы, поборы, налоги, вмешательство светских властей во внутреннюю жизнь обителей, запреты принимать молодежь, преследования братии и паломников. Тихой и мирной жизни, столь необходимой для духовного делания, не было ни в одной обители [3]. По этой причине тысячи монашествующих, вернувшихся из заключения и ссылок, потерявших там здоровье, были вынуждены жить в миру и спасаться на приходах.

Отец Никон, сам проведший четыре года в сибирских лагерях, гонимый властями с прихода на приход, очень хорошо понимал их положение. Он утешает, назидает, обличает своих духовных детей, призывая к покаянию и терпению, учит молитве. В его письмах постоянно звучит мысль, что в наши духовно скудные времена, при почти повсеместном отсутствии духовных наставников, нам осталось только покаяние и терпение скорбей: "Нашему поколению Господом допущен путь, предсказанный давно: вера и безропотное терпение скорбей и болезней. Личный же подвиг мы не можем вынести впадем в высокоумие и погибнем в духовной прелести" (письмо №71).