Нам оставлено покаяние
Здравствуйте, дорогие ... ! Поздравляю вас с наступающими великими днями Страстной Седмицы и Св. Пасхи. Да подаст вам Господь здоровье телесное, мир душевный, любовь взаимную и смирение. Да воскреснет Господь в душах ваших, да поразит ад, кроющийся в глубине сердец наших, да откроет вход в душу нашу праведным помыслам, желаниям; да вознесет сердца наша горе и сделает нас храмом Духа Святого. Как-то здоровье ваше, как дела? Есть ли мир взаимный, уступчивость, носите ли тяготы друг друга, накопилось ли у М. много плюсов, или больше минусов? Да подаст вам Господь сил и здоровья справиться с предстоящими весенними работами. Господь да благословит вас и наставит на все доброе, и оградит от всякого зла. Ваш Н. 7/IV–951 г. Посылаю м. В. 100 руб. на чаек и сахар.
Письмо 15
Дорогая м. В.! Как жаль, что Вы болеете и не можете приехать как по болезни, так и по другим причинам... Можно ждать больших трудностей, когда живые, может быть, будут завидовать мертвым. Сознаем это, а не готовимся к терпению и исходу из этой жизни. Помолитесь за меня грешного, чтобы Господь дал мне истинное покаяние и преданность Его святой воле. Желаю и Вам этот дар получить, ибо без него и здесь, и по смерти тяжко человеку. О нашей жизни Вам расскажет М., только она очень пристрастна и очень настойчива. Даже желая искренно сделать добро, она назойливостью своей портит доброе свое намерение, и дело бывает уже не по Богу. Я ей дал послушание во всех случаях: предложить или сказать раз и другой, а потом предоставить дело воле Божией, пусть делают, как хотят. Но здесь она этого не исполняла, характер не позволяет. Другое послушание: молчать, когда К. расстроится и считать, что за ее (М.) грехи Господь попускает К. расстраиваться. М. должна вину всегда брать на себя и просить у К. прощения. Если бы М. исполнила это, то и себе, и К. принесла бы огромную пользу, да и Вам было бы легче с ними. Враг действует явно с огромной силой, и надо быть очень осторожным и просить всегда с сокрушенным сердцем помощи и вразумления от Господа. Помоги Господи всем! Надеюсь еще повидаться с Вами. Если зимой не придется, то весной или летом постараюсь обязательно приехать к Вам. Господь да утешит Вас и укрепит и вразумит. К. благословение Божие, и всем передайте. Прошу Ваших святых молитв о мне. Любящий Вас Н. 1951 г.
Письмо 16
Дорогая м. В.! Получил Ваше и М. письма. Жаль, что здоровье у Вас, да и у М. плохое. Помоги вам Господи. Все идем к своему концу. Надо всеми силами благодарить Господа, что сподобил нас родиться и жить в вере православной и иметь надежд у вечной жизни. Сколько людей лишены этого величайшего дара! Слава и благодарение Богу за все бесчисленные дары и милости, нам излиянные! Слава долготерпению и милосердию Божию, слава Богу за все! Дорогая м. В., пока был здесь В., мы строили с ним беседку, а сегодня очень болит голова, и потому не могу больше писать никому. Простите, помолитесь. Привет и благословение Божие всем. Н. 1951 г.
Письмо 17
Дорогая м. В.! Мир Вам и сестрам! Как здоровье всех вас? Л. писала, что Вы ушибли руку. Поправилась ли она? Как дела с печкой? Господь да поможет вам. Ищите прежде всего царствия Божиего, тогда все приложится. Отчего мы мучаемся всячески: раздражаемся, ссоримся, унываем, осуждаем и проч., и проч.? Оттого, что не верим словам Самого Господа. Если бы верили Ему, то все делали бы спокойно, мирно, с молитвой. Что по силе, то делали бы, а остальное возлагали бы на милость Божию, тогда и дела внешние легче бы устроялись и созидался бы непрестанно дом душевный. А мы обязательно хотим сделать то и то, а если не сможем, то начинаем раздражаться, обвинять друг друга и разорять свое устроение. Не лучше ли исполнить волю Божию, т.е. направить все силы на сохранение мира со всеми, на исполнение во всем воли Божией, делая по силе и для тела. Если будет какой недостаток в необходимом, то нужно потерпеть ради Бога. В свое время Господь восполнит недостатки, ибо неложно слово Божие: все приложится ищущему прежде всего царствия Божия. Прошу всех вас поминать, хоть до 40 дней (до 29 окт. по церк. ст.) Е.Е. Она мне много добра сделала, да и не мне только. Многие, многие искренно плакали по ней. Л. обвиняет Вас, что Вы прочли ее письмо. Если это так, то нехорошо. Она и так прочла бы. Поверьте мне, что нет ничего секретного в моих письмах. А читать чужое без разрешения – грех, и ведет к большему греху. Простите меня. Попросите прощения у Л., если виновны в этом. Привет всем и благословение Божие. Н. X – 1951 г.
Письмо 18
Дорогая м. В. и все сестры! Мир вам и благословение. Знаю, что у вас скорбь, что малодушествуете. Надо сознать из дел, что слишком в нас еще слаба вера и надежда на Господа, несмотря на все уверения Его, что Он ни на минуту не оставляет верующих в Него без помощи и охраны, и что Он есть Путь и Истина, и Жизнь, и каждого, грядущего к Нему верой, деланием заповедей и покаянием не ижденет вон, а наоборот: принимает и упокоевает, как разбойника, мытаря, блудного сына и пр. Почему мы Ему, Самой Истине не верим? Непрестанно должны мы бодрствовать и призывать имя Божие, чтобы Он поборол наших врагов, укрепил веру нашу, надежду на Бога и постепенно привел к любви к ближнему и к Богу. Царство Божие силою, т.е. постоянным принуждением себя, берется; иначе: возьми ежедневный крест и иди за Мной; иначе: отвергнись себя; иначе: погуби душу твою; иначе: многими скорбьми подобает внити в царствие Божие и прочее. Итак, пора проснуться спящим и взяться за дело Божие. Мир имейте между собой и святыню, без них не внидете в царствие Божие ни здесь, ни в будущей жизни. С. пусть побольше сидит в своей скворешне, а не летает, как ворона из ковчега. Отец. 1951 г.
Письмо 19
Дорогая м. В.! Мир Вам и спасение! Давно от Вас не получал известий и не знаю, как Ваше здоровье. Знаю, что болезни и немощи одолевают Вас, что конец приближается и к Вам, как и ко мне. Я тоже стал чувствовать приближение конца. Все виды простудных заболеваний: ревматизм, поясница, боли в костях, шум в ушах и проч. – все это, раньше скрыто таившееся, стало открыто и довольно сильно проявляться. Особенно слабость и вялость в теле и в душе дают себя знать. Нет бодрости душевной. Стал сильно страдать и болезнями, и скорбями других людей. Жить мне никогда не хотелось, и теперь не хочется. Только желание помочь нуждающимся еще поддерживает интерес к жизни. Сам же по себе я, кажется, в любую минуту рад был бы покинуть мир сей. Страшит, конечно, неподготовленность, но и это умеряется надеждой на милосердие Божие. Хочется приехать к вам. Может быть, после Пасхи я сумею это сделать. Ездил на два дня в Москву. Брат В. был при смерти, но слава Богу, выкарабкался. Своими сожителями очень я доволен. Нет у них никаких претензий и фокусов, как у многих других. Как Ваше духовное состояние? Как здоровье М., К.? Как Л. живет и ведет себя? Я ее немножко пробрал, и она, видно, обиделась и ничего не пишет. Мирно ли живут М. с К.? Когда они поймут, что за чечевичную похлебку продают свое достоинство дщерей Божиих? Если не могут удержаться от ссор, то хоть после бы искренне каялись и остерегались новых вспышек. Уготовихся и не смутихся. Сколько раз было говорено, что лучше испортить дело, чем "вредить душе своей". Весь мир не стоит души, а тут за пустяк губим себя. Простите меня за долгое молчание. Господь да поможет всем вам, вразумит, наставит на путь правый и благословит благословением небесным. Помолитесь за всех нас. Любящий вас Н. 24/III–52 г.
Письмо 20
Дорогая м. В.! Здравия души и тела желаю Вам от Господа и наследия царствия Божия. М.В., Вы не понял и, очевидно, слов В. Речь шла о внешних причинах, а не о внутренних, и не у вас там, а здесь. А вообще-то я вижу, что у детей с отцами и матерями много празднословия, споров недопустимых и проч., и проч., а мало делания. Духовный мир постигается духовным деланием, а не разговорами или чтением только. В Евангелии раскрыты все тайны души человеческой, указан путь в царствие Божие, указаны награды и наказания, раскрыты многие тайны загробной жизни, но постигаются они не чтением, и даже не молитвой, а исполнением заповедей. А недостаток делания, всякие нарушения заповедей, восполняются покаянием, исповедью, причащением Св. Тайн. А мы празднословим много и ничего не делаем. Вот что я вижу в себе и в своих "духовных", и уверен, что можно не только без вреда, а с большой пользой сократить беседы и письма. Грамотный в свободное время должен читать Слово Божие, а неграмотный – слушать. Прочитанное же "держать", как об этом говорит св. Евангелие. Вот об этом речь. Кто стоит на одном месте, тому нечего говорить об отдаленных местах дороги. Отсюда можно судить и об обратном. Я много досадил М. и Л. Они недовольны мной. Простите меня, дорогая м. В. Попросите, чтобы Господь дал мне любовь к близким и разум, как обращаться с ними для пользы души их и моей собственной. Я стал вовсе неразумным. Простите. Прошу Ваших святых молитв. Н. 1952 г.
Письмо 21