Нам оставлено покаяние

Последний настоятель Зосимовой пустыни, известный подвижник игумен Герман, когда разговор зашел о монастырской трапезе, сказал, что братию нужно кормить сытно и разнообразно, так как она труждается. Обязанность настоятеля накормить братию, а поститься дело самой братии. Величайшая ошибка налагать на современных, физически слабых иноков соблюдение строгих уставных постов. Святитель Игнатий Брянчанинов считал, что подвиг монашества вообще не дан нашему времени ("Собрание писем", М.-СП.-б., 1995, №199, стр.398). Поэтому мы, современные монахи, к сожалению, можем только смутно догадываться, что такое монашество.

Одна из больных проблем современных обителей экономическая. К сожалению, большинство монастырей пытается решить ее с помощью благотворителей. Доходит до того, что монахи или монахини стоят с ящиками для пожертвований на улицах городов, вызывая всеобщее презрение, служа соблазном для мирян, позоря этим иноческий чин и получая сильнейший душевный вред. Современные, большей частью далекие от Церкви и порой совсем не верующие "спонсоры" не очень-то расположены расставаться со своими кошельками. Да и насколько нравственно восстанавливать храмы на такие средства? Есть канонические запрещения принимать пожертвования от некоторых лиц. Участие в восстановлении храмов Божиих есть великая честь. Понимающие это благочестивые люди сами охотно принесут свои пожертвования.

Святоотеческие писания содержат немало наставлений о том, что монах должен содержать себя трудами своих рук. Типикон, между прочим, вообще запрещает принимать что-либо на содержание монастырей: "От праведных трудов и от своего делания дневную пищу получим себе и прочее, потребное для тела. Стяжание же от чужих трудов вносить как-либо отнюдь не на пользу нам, и тем более, поскольку мы страстные и душою немощные, принимать во обители. Но, как яда смертоносного, отбегать и отгонять его собравшимся в единое братство мы приняли от Божественных писаний, по разуму соглашающему и утверждающему, который мы возлюбили" (Ч. 2, стр. 106-107; СП-б.,1992).

Древние Отцы так и поступали. Монахи были всеми уважаемыми тружениками.

Между тем, экономические вопросы решаются очень просто, если монастырь займется собственным производством. При использовании современной техники, грамотном ведении хозяйства и некотором знании основ экономики, в этом нет ничего сложного и трудоемкого. Можно пригласить на работу сведущих мирян, чтобы организовать небольшое производство или сельское хозяйство. Если пользоваться современными методами и современной техникой, при небольших трудозатратах можно иметь стабильный доход, которого вполне хватит на восстановление и содержание обители. Это позволит быть независимыми от прихотей "спонсоров" и избавит братию от тяжкой обязанности посещать мир, не говоря уже о том, что у иноков появится больше времени для занятия молитвой и душеполезным чтением.

Удивляет почти повсеместное отношение к паломникам как к неким доходным "православным туристам" или бесплатной рабочей силе. В редких и очень редких православных обителях заботятся, чтобы паломникам, этим гостям Божией Матери, были предоставлены удобные условия для проживания, достаточное питание и возможность присутствовать за богослужениями. Не так было в лучших обителях дореволюционной России.

Поощряется тенденция при женских монастырях устраивать богадельни, детские приюты, широко поставленную патронажную службу. Порой это делается с целью привлечь спонсоров, иногда по другим побуждениям. Сестры, которым нехватает ни сил, ни времени на работы по восстановлению и содержанию монастыря, должны заниматься также и деятельностью, более свойственной благочестивым мирянам. А ведь они еще регулярно посещают длительные монастырские службы. Бескорыстные труженицы ухаживают за больными, воспитывают беспризорных детей, работают в больницах, посещают на дому пожилых людей, порой из последних сил, почти всегда ценою собственного здоровья, тогда как древние Отцы считали, что настоящее монашество должно приводить к душевному и телесному здравию ("Жизнь пустынных отцов", изд. Троице-Сергиевой Лавры, 1991, стр. 90).

"Монашество великая Божия тайна" (свт. Игнатий). В древности монастыри устраивались Святым Духом через Его светильников духоносных подвижников и старцев. Примером могут служить Тавенские монастыри преп. Пахомия Великого, основоположника общежительного монашества, монастыри преп. Венедикта Нурсийского, Великая Лавра преп. Афанасия Афонского, обители в Иверии, основанные учениками преп. Давида Гареджийского. В России таковыми явились Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры, монастыри, основанные учениками преп. Сергия Радонежского, Соловецкий, Валаамский, Кирилло-Белоезерский монастыри, Саровская и Глинская пустыни, Пафнутиев-Боровский и Иосифо-Волоцкий монастыри, Тихонова пустынь и многие, многие другие. Их основатели в большинстве случаев вовсе не думали об устройстве обители. Они селились в пустыне с единственной целью оплакать свои грехи. Но Божия благодать собирала к ним учеников, которые просили старца взять на себя труд управления обителью.

Основателем монастыря должен быть монах, который сам провел не один год в монашестве. Монах настоящий, знающий иноческую жизнь не по книгам и не по лекциям в семинарии. Сейчас же порой через год после крещения принимают монашеский постриг и вскоре назначаются настоятелями. На то, чтобы человек основал обитель должно быть Божие благословение.Не может человек на себя ничего принимать, если не будет дано ему свыше(Ин. 3; 27). Администраторы поэтому должны устанавливать и поддерживать такие порядки, чтобы управлял монастырем Бог, вести себя так, чтобы дать в обители место Богу.

Для полноценной духовной жизни необходимо духовное общение. Церковь это не отдельные личности, а общность, монастырь "одна семья" (преп. Варсонофий Великий). Только в том случае будет монастырь, если будет единодушие, единомыслие между братиями. А это возможно, когда будет человек, вокруг которого они бы собрались. Вряд ли для создания такой духовной семьи достаточно только воли администратора.

Настоятель обители должен душу свою полагать за братию, быть не отцом, а матерью для нее. "Братия у меня, Божиею милостью, крайне смирная; а я стараюсь с ними быть как можно милосерднее и помнить оное Евангельское слово:Сын Человеческий не прииде да послужат Ему, но послужити", писал иером. Игнатий (Брянчанинов) из Лопотова монастыря. "Вы знаете, пишет он позже из Сергиевой пустыни, как я живу в монастыре: не как начальник, а как глава семейства". Обители, в которых настоятельствовал архимандрит, впоследствии епископ, Игнатий (Брянчанинов) были примером истинной духовной семьи. Об обстановке в Сергиевой пустыни жизнеописатели святителя свидетельствуют: "Двери кельи о. архимандрита были открыты, к нему входили свободно от престарелых монахов священнослужителей до юных послушников, вследствие чего все братство стало составлять одну великую семью, управляемую одним отцом, связанную союзом согласия и духовного единения, одушевляемую и руководимую высоким учением отца-наставника"; "Архимандрит Игнатий соединял в себе и мудрость духовную, и внешнюю власть, а потому жительство под его руководством и в его обители было драгоценным приобретением для искавших монашествовать разумно" ("Аскетические опыты", т. I, Жизнеописание еп. Игнатия, стр. 46; 54).

Так, собственно, и было в древних монастырях, и до них в первых христианских общинах, хранителями духа которых и явились монастыри. Все было едино: единая душа, единое сердце, все были вместе. Образцом самой первой христианской общины были апостолы Христовы с их Божественным Учителем во главе.

Для того, чтобы в обители была возможна монашеская жизнь во всей полноте, ей необходим духоносный старец-руководитель; игумен должен быть человеком, воспитанным в святоотеческих традициях, глубоко понимающим творения Святых Отцов; при том, что епархией управлял бы близкий им по духу архипастырь, понимающий нужды современного монашества.

Примером такого монастыря может служить Оптина пустынь при старцах. Настоятелем монастыря был преп. Моисей, настоятелем скита преп. Антоний, старцами являлись преподобные Лев и Макарий, позднее Амвросий и другие. Епархией управляли митр. Филарет (Амфитеатров) (1819-1825 гг.), ныне прославленный как местночтимый в лике святых Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; затем Преосвященный Григорий (Постников) (1825-1828), впоследствии митр. Санкт-Петербургский; позже архиеп. Григорий (Митькевич) (1851-1881 гг.), замечательный архипастырь-подвижник (См. о них "Отечественные подвижники благочестия", декабрь (II ч.), апрель). При этих архиереях Оптина пустынь расцвела, окрепла и получила известность. В ней воспиталась духоносная братия, так что впоследствии враги старчества уже ничем не могли повредить обители, хотя и пытались это сделать. Если не хватает одного из вышеперечисленных условий нормальной духовной жизни в монастыре, братия будет неизбежно испытывать скорби.