Нам оставлено покаяние

Мир тебе, ... ! Что ты хвалишься тем, что ссоришься с нашими? Разве это поощряется в Евангелии или у Святых Отцов? Что пользы, если человек мир весь приобретет, а душе своей повредит? Всякая же ссора, немирствие – громадный вред для души. Кто поставил тебя судить других? Знай свои недостатки, оплакивай своего мертвеца, этого хватит для всей жизни твоей, хотя бы она продолжалась тысячи лет, а ты суешься судить и споришь, беря на себя чужие грехи. Иди и помирись, проси прощения. Знаешь, что сказано: если придешь в храм и вспомнишь, что некто имеет... и проч. Не принимает Господь нашей молитвы, если находимся во вражде с кем-либо. В мире место Божие, а где немирствие, там нет Бога, там хозяйничает сатана и вываляет нас в грязи. Поклон о. М. Прошу его святых молитв. Поклон и благодарность о. С. за память и молитвы о мне. Я его всегда поминаю. Всем привет и благословение Божие. Н. 1949 г.

Письмо 88

Дорогая ... ! Мир тебе! Твои письма получил. Прости, что не ответил сразу. Наши расскажут о здешней жизни. Нового нет ничего. Не ругайся со Скворцом. Секретов я ей никаких не открывал, а слова "не кляузничай" можно и так говорить. У мен я нет привычки этой. Прости, если где в чем проговорился ... . Пусть ее делает как знает. Оставь ты ее в покое. Что тебе пользы вредить душе своей – терять мир из-за пустяков? Будь здорова, больше молчи, терпи, не тщеславься, помни о смерти, и о том, что ожидает там. Н. не знаю, что сказать. Если может остаться так, как было до сих пор, то это лучше всего. Пусть со смирением объяснит своим, что она не может пойти на службу, что это может ей очень повредить. А если создадутся невыносимые условия дома, то и не знаю, что сказать. Пусть просит у Господа устроить ее жизнь по Его святой воле. Там будет лучше всего, где есть воля Божия быть, и где человек будет стараться исполнять святые заповеди. Н. 18/V–49 г.

Письмо 89

Дорогая ... ! Получил твое письмо. Спасибо за него. Находя в себе море грехов, надо изливать из сердца в это море реки сокрушений, воздыханий, плача. Если со внимание м читать помногу (если есть свободное время) Псалтирь, то человек все время будет в беседе с Богом и ощутит сердцем присутствие Божие, от этого молитва и само псалмопение будут горячее, внимательнее, глубже затронут сердце, появится большее благоговение, страх Божий и прочее. Ибо заставить себя среди суеты непрестанно творить и краткую молитву почти невозможно нам. Старайся, чтобы больше не было "небольших несчастий". Будь смиреннее и не высокомудрствуй, не осуждай, не услаждайся ничем, особенно бесовскими похвалами – тогда не будет "несчастий", а иначе не вылезешь. Сей род бесовский изгоняется постом, молитвой и смирением. Без этой святой троицы добродетелей ничего не сделаешь. Будь здорова. Господь да благословит тебя. Борись, не спи, проснешься на том свете не в брачной одежде, тогда узнаешь, какую участь получишь. Привет нашим. Я очень недоволен О.М., что она не сказала, в каком состоянии находилась всю зиму Г. Она еле жива. Меня упрекает совесть, что я как-то забросил ее. Она мне писала, но мне казалось, что она преувеличивает и, мол, хочет разжалобить. Этот случай мне лишний раз подтверждает, что надо слушаться своего внутреннего голоса, а не окружающих. Прости меня. Пиши скорее. Жду ответа. Н. 3/VI–49 г.

Письмо 90

... ! Привет тебе и всем нашим и благословение от Господа! Получил твое письмо и нечего не понял. Куда К.А. ходила и проч. Что значит приписка рукою В., что Р. не приедет? и прочее. А прямо говоря, меня это мало интересует. Хуже гораздо, что у тебя нет мира с сестрами и м. В., что и у них какие-то (по твоим словам) подозрения и задние мысли. Сами виноваты каждый за себя, что скрывают свои мысли, утаивают положение свое и прочее, а во тьме заводятся всякие гады. Все вы достаточно понимаете, что хорошо, что худо, а раз делаете сознательно по-худому, то сами себя и наказываете. Если тебя не отягощает В., то пусть он и погостит у тебя, если наши пригласят – пусть и туда идет, куда угодно может идти и погостить, но только по приглашению. Я пока не могу его к себе взять, потому что у меня сейчас трое гостят и суеты хватает, а жду еще двоих. Близость родных и знакомых и удобство езды из Москвы тянет всех побыть в деревне, на даче. Всем хочется побыть у меня, так как здесь настоящая деревня. О.М. я не запрещаю идти к нашим, пусть делает, как знает, как ей удобнее, лишь бы с Господом и в мире с верой и простотой. Книги О.М. надо давать, и я удивляюсь, что мать может запрещать давать для чтения. Разве только она считает, читать эти книги для О. преждевременно, а давать для чтения и я лично велел, я думаю ей доверить можно, она не утаит. А ты поменьше касайся чужих дел и еще раз говорю: не ходи оплакивать чужих мертвецов, когда свой в доме, чтобы он не засмердел. Привет всем и благословение Божие. Пиши, да не очень уж мудри, а ясней пиши, если это имеет значение, а если пустое, то нечего время отнимать у себя и у других. Н. 16/VII–49 г.

Письмо 91

Дорогая ... ! Я тебе давно уже послал письмо, в котором была записка для матери и Ш. Получила ли ты? Почему не пишешь? Если получила, то почем у не пишешь, как ты и мать смотрите на мой отказ и вообще на мой взгляд на вопрос об устройстве там и об отношении С. к этому? Я уверен, что Господь может всегда устроить Своим Промыслом так, как мы и не ожидаем, если это будет Ему угодно, а пока нет ничего основательного для перемены места мне. Что думают наши? Наверно они в обиде на меня? Что делать? Надо и им подумать и больше подумать о душе. Почему вы не пишите о моей бывшей соседке, что с ней, как ее здоровье здесь, из больницы ее не выписали еще? Я не знаю, почему, но что-то препятствует мне приехать к вам даже навестить, хотя бы я и имел возможность сделать это. Теперь уже я приеду после Рождества, если будет нужно и возможно. А вот нужны мне книги некоторые, даже все с этажерки. Если кто приедет – пусть привезут багажом, а также и кресло. У меня пока все благополучно. Опять были цыганки (другие), пытались повторить весеннее нападение, но О. и С. помешали, я под носом у них захлопнул дверь, а двое с ребенком внутри остались, я их потом выпустил... Н. 1/XII–49 г.

Письмо 92

Дорогая ... ! Письмо твое я получил. Как твое здоровье теперь? Имей в виду, что по слову преп. Марка Подвижника все мы на основании непреложного закона духовного еще здесь подвергаемся наказанию за грехи, да не с миром осудимся. И это еще милость Божия, что здесь получаем возмездие. Поэтому при болезнях и скорбях надо внимательнее просмотреть свою жизнь и искренне покаяться во всем и ктому не согрешать, да не горше ти что будет. Ш. прислала мне от имени прихожан письмо с просьбой дать согласие на переход к вам. Я пишу ей отказ в приложенном здесь письме на ее имя. Передай ей, пожалуйста. Относительно прибавления молитвы Иисусовой при чтении Псалтири твое рассуждение глупое и исходит от врага или лености. По плодам их узнаете их. Я думаю, больше об этом писать не надо, и так понятно. Тебя, конечно, интересует причина моего отказа. В основном я написал, а подробности расскажу при свидании, если будет Богу угодно видеться. Привет всем и благословение Божие. Прошу ваших молитв. Н. 1949 г.

Письмо 93

Дорогая ... ! Как твое здоровье? дела, настроение? У меня были некоторые неприятности. Спроси об этом В. Даже думал о переводе в Козельск. Но, во-первых, от этого никуда не убежишь, а во-вторых, есть слух, что теперь не разрешают переходить из одной области в другую. Обещают принять, а может так случиться, уйдешь, а на новом месте, несмотря на обещание, откажут зарегистрировать и очутишься в воздухе: ни старого, ни нового места не будет. Козельск меня все еще тянет. Однако, пока надо, видно, сидеть на месте. О тебе здесь тоже интересовались. Спроси В. Будь очень осторожна в словах и действиях. Остерегайся покупать сомнительное: лес, дрова и проч. Меня об этом тоже предупредили. Вообще будь помягче с людьми, не наживай врагов. Терпи недостатки людские: друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов. Если мы будем милостивы к людям, то Господь в "ту же меру" будет к нам милостив. Это и значат слова: В ню же меру мерите, возмерится вам. От службы не отказывайся, в чем ошибаешься или погрешишь – искренне кайся пред Богом и людьми, если кого обидишь. Исторгни из сердца памятозлобие. И вот еще что: старайся и служебные дела, и все делать ради Господа, по заповеди Божией, а не по влечению сердца. Даже и добрые дела только тогда имеют цену пред Богом, когда делаются ради Бога, потому что такова воля Божия, иначе сказать, такова заповедь Божия. А если добрые дела делаются по другим причинам, то они не угодны Господу Богу. О таких-то добрых делах сказано: "Вся правда ваша якоже руб поверженный". Надо иметь во всем разум духовный, а если сомневаемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: "Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе. Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою", – и тогда будь спокойна. Не осуждай никого, ибо мы все достойны осуждения от Господа, и Он покрывает грехи наши и прощает нас в той мере, как мы покрываем недостатки ближних и прощаем их. Будь всегда посмирнее, считай себя невеждой, старайся оставаться сзади других, а не лезь наперед ни в чем, ни в словах, ни в делах. Словом, старайся быть незаметной, неслышной, тихой, мирной. Тогда Господь даст почувствовать, что значит мир Божий, превосходящий всякое разумение, мир, который оставил Господь, сказав ученикам: мир Мой даю вам, не как мир дает, Я даю вам. А ты не имеешь мира, часто нервничаешь, раздражаешься, теряешь здоровье, потому что делаешь и говоришь не ради Бога, а по своим влечениям и страстям. Всегда кайся во всем сразу, как ощутишь ошибку или грех какой, не дожидаясь, когда станешь на молитву. Все покрывай покаянием и осуждением себя. Смиряйся пред Богом и людьми, тогда будешь спокойнее и постепенно достигнешь мира Христова. Будь здорова. Господь да благословит и вразумит тебя. Спасибо тебе за все. Н. 1950 г.

Письмо 94