Нам оставлено покаяние

М. ... , мира и спасения желаю тебе! Душа не может не болеть, пока не почувствует, что получила прощение множества сделанных беззаконий. А каяться-то мы умеем плохо. Если человек кается в своих грехах, и в то же время осуждает других или тщеславится и проч., то какое может быть покаяние? Это значит одной рукой делать, а другой – разорять. Вот душа и скорбит. Будь здорова. Господь да благословит тебя и всех! Н. 14/II–62 г.

Письмо 123

Мир тебе, м. ... ! Наступило и для тебя время, когда жизнь становится "труд и болезнь". А потом смерть. Никто не живет вечно на земле и, однако, все страшатся смерти. Недаром Святая Церковь постоянно молится о даровании христианской кончины безболезненной и проч. Чем крепче вера, чем сокрушенней сердце, тем легче умереть. Если твоя опухоль мешает тебе, то можно обратиться к врачу и сделать операцию. От всяких осмотров можно отказаться, а если из-за этого они не станут оперировать, то и не надо. Теперь все боятся каждой опухоли, считают, что это рак. Лучше всего надо нам готовиться к смерти. Немного раньше, немного позже – какая разница? Все равно умрем. Надо всем простить, со всеми примириться, просмотреть свою жизнь и поплакать, посокрушаться сердцем о грехах своих и просить прощения у Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. У нас все по-старому. Буди милость Божия на всех! Да хранит тебя Господь и вразумит на все доброе. Н. 24/XII–62 г.

Письмо 124

Мир тебе, м. ... ! Твое письмо получил. На грехи есть покаяние и милосердие Божие, желающее спасения каждому грешнику. У меня здоровье несколько лучше. Желаю тебе здоровья и спасения. Благословение Божие тебе и всем помнящим меня. Н. 4/VI–63 г.

Письмо 125

Мир и спасение тебе, м. ... ! Мы спасаемся не делами, а милостию Божией. Господь в Евангелии говорит: если и все сотворите повеленное вам, т.е. исполните все заповеди, говорите, что мы рабы неключимые и что должны сотворить, то сделали. Мы обязаны исполнить волю Творца Своего. А спасение наше – от милости Божией. Кто болеет о грехах своих, гнушается ими, перестает их делать, просит прощения от Бога и помилования – тех милует Господь и принимает в Свое царство. А кто высоко думает о себе, опирается, как фарисей на свои дела, тот будет осужден. Надо до конца смириться и из глубины души взывать: "Боже, милостив буди мне, грешному". Все, что исповедала мне в письмах, я принял как исповедь и простил, и разрешил. Однако, если совесть тебя будет беспокоить, то исповедуй главное своему священнику о. Н. или о. С. Мое здоровье плохое. Я очень ослабел, а конца еще не вижу, хотя и желаю. Молитесь за меня. Привет и благословение Божие тебе и всем, кто помнит меня. Н. 1/VII–1963 г.

Письмо 126

Многоуважаемая ... ! Меня очень забеспокоило состояние Вашего здоровья. Я знаю, как трудно с плохим здоровьем вести работы и внешнюю, и внутреннюю, а работать Вам необходимо пока. Да поможет Вам Господь и Одигитрия. Как Вы себя чувствуете теперь? Во всяком случае, не унывайте. Мир кажется большим с человеческой мерки, но не с Божией. Он видит все, и все наши состояния внешние, и внутренние всегда у Него пред очами. Любовь же Его и всемогущество попускают совершаться с нами только тому, что послужит в конечном итоге к величайшему нашему благу. Поэтому и лучше всего нам покориться под Его крепкую и любящую руку и все принять с благодарностью. Это большой духовный подвиг, но принудить себя к этому необходимо. Он характеризует все устроение человека. Без этого все наше доброе мало имеет цены. Наш путь к спасению – терпение с благодарностью (во всяком случае без ропота) всего случающегося. Мы потому остро воспринимаем скорби, что почти не верим словам Евангелия. Готовы поверить всякому человеку, более или менее порядочному, а вот Господу не верим и не доверяем. Это непонятно, пожалуй, рассудку, а внимание к себе показывает, что это именно так. Нужно немало внутренне потрудиться, чтобы получить живую веру в Господа и слова Его. Только при этой вере становится легко жить и переносить все тяготы жизни. Тем более, что она – коротенькая подготовка к вечности. Простите за празднословие. Желаю Вам однако приобрести живую веру и преданность Господу. Напишите откровенно, может быть, мне не следует писать Вам подобные вещи. Теперь всех вас я ежедневно вспоминаю у жертвенника. Не забывайте и меня. Н. 3/XI–1948 г.

Письмо 127

Г. Гжатск, Смоленская обл., Смоленская ул., 114. Таков мой новый адрес, многоуважаемая ... . 13/XI я уехал из Калуги, побывал в Козельске и поехал в Смоленск. Меня назначили в Гжатск. Это пять часов езды от Москвы по Смоленской дороге, так что я чаще смогу побывать в Москве, тем более, что и мои родные там. Знаете, меня все время несколько беспокоит судьба Е.Н. Как она себя чувствует? Дай Бог ей мудрости, да и Вам тоже. Если в нашем мире столько зависти, нечестности, то и среди ваших, я полагаю, не меньше. Да поможет всем Господь. И церковь, и квартира моя находятся в двух шагах от вокзала – на кладбище, за которым сразу же начинается мелкий ольховый лесок. Есть и речка. Летом здесь должно быть хорошо, а пока очень уныло. Церковь маленькая, с отвратительно расписанными стенами живописью. Зимняя половина вмещает не более 150 человек Служить неудобно. А каково будет настроение при службе – не знаю, т.к. не ознакомился еще с сотрудниками. ... , приезжайте сами и зовите знакомых. Судьба кидает меня, приучая ни к чему и ни к кому не привязываться. Огорчает меня отсутствие интереса ко спасению в нашем мире, а главное – у епископов. На первом плане интересы материальные и семейные (если жен нет, то всякие родственники: братья, сестры и проч.). У Калужского есть одно, по крайней мере, достоинство – он не бросает людей по капризу без желания, а кто теперь без крайности желает переезжать с места на место? Простите за почерк и кляксы. Все чужое, неустроенное... Да хранит Вас Господь. Всех всегда помню. Прошу и меня не забывать. Н. 1/XII–1948 г.

Письмо 128

Многоуважаемая ... ! Получил Ваше письмо, благодарю за доброе отношение ко мне. 20/XII я буду в Москве. Я не стану сейчас ничего писать в надежде поговорить лично. Если у Вас есть недоуменные вопросы по моей специальности, то приготовьте их, подумайте, а при встрече поговорим. То же и у В.Н. Я хотел бы побеседовать об этих вопросах не для того, чтобы Вам что-либо дать, а чтобы проверить себя, так как, несомненно, Вы в Москве можете от более опытных врачей слышать разрешение тех или иных вопросов, и я мог бы для себя воспользоваться этим. Итак, до скорого свидания. Сердечный привет Вам, В. и Е. Господь да благословит Вас и вразумит на все доброе. Н. 15/XII–48 г.

Письмо 129