Нам оставлено покаяние

Письмо 154

Христос Воскресе! Получил Ваше унылое письмо. Вы знаете закон духовный: Многими скорбями подобает внити в царствие Божие; в мире скорбни будете; в терпении (скорбей) стяжите души ваши и пр. Это нужно твердо усвоить каждому верующему. Богочеловек претерпел оплевания, биения, заушения и прочие оскорбления, страшный Крест и смерть; Матери Божией оружие пронзило душу и вращалось в сердце Ее во все время страданий Спасителя. Апостолы, мученики, исповедники, преподобные и прочие истинные последователи Христа что претерпели? Аще кто хощет по Мне идти, да отвержется себе и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Если Вы искренне хотите следовать за Иисусом Христом, то нет другого пути, кроме указанного Им пути: и внешних скорбей, и телесных болезней, и постоянной борьбы со своим и страстями, которые проявляются самым различным образом. Есть страсти явные: чревоугодие, блуд разнообразный, сребролюбие, печаль, уныние, гневливость, тщеславие, гордость, неверие, зависть, лживость, осуждение ближних и пр. и пр. Со всеми ими последовательно ученику Христову и приходится бороться, побеждаться и побеждать, а это требует напряжения сил, терпения. Это часто бывает настоящим мучением, крестом, от которого уйти никуда нельзя. Одно из двух – или человек без борьбы отдается им, изменяет Христу, выбрав мир и его жизнь, или борется, страдает и через это растет духовно. Ваше состояние, о котором Вы пишите намеком, есть также страсть, свойство ветхого человека, но по хитрости врага, всегда прячущегося, замаскированная и усложненная всякими примесями. Бесы, хотя и омрачились падением, но свой ангельский ум и другие способности в какой-то мере сохранили. Они прекрасно изучили свойства человека физические и психические, они имеют доступ к телу и нервам, к мозгу человека; они действуют и на душевные качества и проявления, всегда действуя во зло и к погибели человека. Так как явные страсти человек видит, также и вред от них, то бесы стараются все перепутать, придать особое значение переживаниям человека, усиливают одно, ослабляют другое, чтобы ввести человека в заблуждение, придать страсти особые глубокие значения, красивую внешность и проч. и проч. Неисчислимы их хитрости, лукавство, ложь, всевозможные приемы для обольщения и погубления человека. Нам, новоначальным, неопытным, не имеющим духовных руководителей, надо знать одно: сами мы не можем побороть и победить страсти и бесов, но должно однако бороться с ними по силе своей и непрестанно во время падений призывать Господа на помощь. Обышедше обыдоша мя (враги и страсти), и именем Господним противляхся им. Ни сами Вы своей силой не поборете, ни другой человек, тем более, не может помочь Вам побороть их, а только Господь. Следовательно, надо больше молиться с благоговением, с сокрушением сердечным, исповедуя Господу свои грехи, страсти, свое бессилие и испрашивая прощения и помощи. От такого делания скоро ощутите спокойствие и мир душевный, смирение некоторое и решимость все терпеть ради Господа и ради своего спасения. Скажу несколько слов о Вашем состоянии, которое Вы как будто склонны считать принадлежностью только Вашей, именно чувства одиночества, покинутости и проч. Я не встречал ни одной девушки, и одинокой женщины, которые не страдали бы от этого. Это очевидно кроется в природе женской. Еве Господь сказал по падении: И к мужу твоему влечение твое. Это влечение (не плотское только, а еще в большей степени психическое, а иногда исключительно психическое) очевидно и действует во всех одиноких, преломляясь и приукрашиваясь бессознательно самым разнообразным способом. Взятая от ребра Адама, она тянется на свое место, чтобы создать одного целого человека. Не обижайтесь, что я пишу Вам это, а разберитесь в своих состояниях. Во всяком случае, они – свойства ветхого человека и нужно не изнывать в них, а бороться постом, молитвой, умеренным чтением Св. Отцов и Нового Завета, работой физической, утомлением иногда. Пока кончаю на этом. Господь да вразумит Вас на все благое, да благословит и поможет найти путь правый, свой для Вас и дойти им до царствия Божия! Н. 17/IV–58 г.

Письмо 155

Рабе Божией ... – радоваться! Простите, что не сразу ответил. Прежде всего очень благодарю за масло. Доброе дело Вы сделали. Да воздаст Господь. Справедлива Ваша жалоба на себя. Милость Божия к Вам видна в том, что Вы сознаете свои недостатки. Что было бы, если бы при наличии их считали бы себя хорошей? Сознание грехов своих есть первая ступень к победе над ними. Поэтому Ваш вывод: "... не метать бисер... и на пушечный выстрел..." и т.п. – ложен. Не ищите от себя прежде времени того, что придет обязательно в свое время, если будете идти правым путем. Не будете же Вы требовать от ребенка, чтобы он за год усвоил науки средней и высшей школы; нельзя, посадив семечко яблони, в тот же год ждать плодов. Как же Вы, будучи младенцем по внутреннему человеку, требуете от себя свойств взрослого? Строжайшими прещениями с угрозами наказаний или полного бесплодия возбраняется искать прежде времени высоких состояний. Правый путь, ведущий ко спасению: – в малом и в большом, во внутренней и внешней жизни поступать по заповедям Христовым, а нарушения исправлять искренним сердечным покаянием. А так как сказано Самой Истиной: Без Мене не можете творити ничесоже доброго, – то и следует как можно чаще обращаться за помощью и исцелением к нашему Спасителю, то есть чаще молиться внешне и внутренне, испрашивая то помощи, то прощения, открывая все свои немощи и свое бессилие. Если будете так делать, то научитесь молитве мытаря: "Боже, милостив буди мне, грешному", а потом и молитве Иисусовой. Не осуждайте никого, а пожалейте каждого грешника, ибо и его любит Господь и хочет ему спасения, как и Вам. Нельзя осуждать и презирать того, кого оправдывает и любит Господь. Какою мерою мерите, такою возмерится и вам. Слагайте в сердце Вашем слова Духа Святаго из Евангелия и Св. Отцов. Да вразумит Вас Господь на все доброе. Не унывайте, если впадете в какое искушение или погрешность. Любящему Господа и ищущему Его вся поспешествуют во благое... Мир Вам и спасение! Ваш спутник в горнее Н. Июнь 1958 г.

Письмо 156

... – здравствовать! "Мне тяжело думать, что Вы сердитесь на меня, хоть и есть за что". Чем вызвана эта Ваша фраза? Я не только не сержусь, но очень сочувствую Вам, жалею и всем сердцем желаю Вам твердо стать на правый путь, неуклонно идти по нему и достичь цели – царствия Божия. Но Вы должны знать, что путь этот – в нашем сердце; иначе сказать – лестница, о которой так подробно пишет преп. Иоанн Лествичник. Кратко сказать: путь духовный истинный приводит к Богу через смирение. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим. Покой наш не в перемене места или иных внешних условиях, а во внутреннем изменении, в стяжании кротости и смирения. Свойств же этих нельзя приобрести в уединении или там, где нас все любят и уважают. Господь знает, что послать нам в помощь ко спасению. Будем принимать от руки Божией все, что случится с нами и терпеть то, что есть, пока Господь не изволит изменить на другое. Мать не заботится так о своем ребенке, как Господь о нас. Господь да поможет Вам "направить внимание на настоящее зло", как Вы пишете и, я думаю, правильно разумеете, искоренить его из сердца и насадить доброе! Благословение Божие да будет с Вами всегда. Н. 26/VIII–58 г.

Письмо 157

Доброкачественнейшая ... ! Благодарю Вас, что Вы поклонились от меня Игнатию Брянчанинову. В эти дни мысль моя часто обращалась к Вам, я не мог объяснить этого. Теперь понятно. Думаю, что и Владыка Игнатий помянул Вас и впредь не забудет, чего очень желаю для Вас и себя. Вы говорите, что слушались бы каждого слова о. С., а я Вам говорю, что это Ваша мечта, а не действительность. Человек, который не слушает Бога в заповедях Его (вернее, не может во всем слушаться, пока не смирится) никак не может во всем слушаться и исполнять волю человека. Господь везде. Попробуйте в самом малом слушаться Господа, делать пред лицем Его то, что Вы делаете ежедневно. Попробуйте. Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и проч., попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь. Им мы живем и движемся, и существуем. Попробуйте так делать хоть в течение одного часа. Если Вы могли бы во всем слушать человека, то почему бы Вам хоть в течение часа ежедневно не слушаться Господа? Не мечтаете ли Вы слишком много и о большом, упуская малое, реальное, доступное Вам? Враг нашего спасения так часто делает: внушает желание большего, чтобы не дать исполнить и малого. Простите учащего и не творящего. Будьте здоровы. Господь да благословит Вас и да научит пути спасения. Одна моя знакомая студентка, очень хорошая по суду человеческому, сошла с ума и находится сейчас в психиатрической больнице, и таких много. Помоги Господи всем! Да хранит Вас Господь и Матерь Божия. Н. Сентябрь 1953 г.

Письмо 158

Смирения желаю Вам и спасения! Получил 6/XI Ваше письмо. Я решительно отказываюсь дать Вам ответ на вопрос о перемене места. Я не знаю Ваших семейных, не знаю, насколько и Вы правы в своих отношениях к ним. Об этом знает хоть что-нибудь Ваш духовник о. С. К нему Вы и должны обращаться за советом. У меня такое чувство, что Вы очень неправы в отношении к своим родным. Нет у Вас мира с ними, потому что нет смирения, которое дает мир со всеми и всех покоряет. Вместо того, чтобы обвинять себя, Вы обвиняете других, когда полны "ветхости". Уединение не полезно Вам. Многие в уединении из плохих людей стали хорошими дьяволами. Да не будет сего с Вами! Вы мечтаете о духовной жизни, а не делаете, когда возникают случаи показать веру от дел, а не одну мечту. Простите, что я осмелился это написать Вам, не зная ничего. От всего сердца желаю Вам найти правый путь и идти по нему. Н. Ноябрь 1958 г.

Письмо 159

... , благодарю Вас за поздравление. Жалея Вас и искренне желая Вам всякого добра и спасения, скажу опять: Никогда не лгите и не лукавьте перед духовниками, перед Богом, и, по возможности, со всеми людьми. Господь ненавидит лукавство (лукавый – это дьявол) и ложь (от дьявола). Ясно, что лукавый, пока он таковой, будет далек от Бога и всего духовного, вернее, он будет противник всего этого. Все подвиги, все доброе должны привести к смирению. И если не приводят, то они чем-либо отравляются. Без смиренного и сокрушенного сердца самые возвышенные и тягчайшие подвиги неугодны Богу. Усвойте это всем сердцем и мыслию, и волей. Не ищите бесед с духовными лицами. Большего, чем здесь сказано, и нужнейшего никто не скажет. Будьте здоровы. Господь да вразумит Вас и да устроит спасение Ваше. Н. 2/XII–58 г.

Письмо 160

... ! "Безумная, бесприютная чайка из дальней страны, где место твоего покоя?" Царствие Божие внутрь вас есть. Внутри, в сердце наша родина, и если не найдем места там, то нигде, ни в каком уголке земли на найдем. Там, куда хотите ехать, покоя не найдете, как и во всяком другом месте. Терпением стяжите души ваши! Случаи к тер пению ради Бога всегда и везде: дома, на службе, в гостях. Мы хотим убежать от послушания Богу, и пойти в послушание к человекам, которых не знаем, а узнавши, будем осуждать и губить себя, и отягощать других. "Своя воля Царя боле". Н. Январь 1959 г.