On the eve of confession
1) Сластолюбие, к которому относятся:
а) чревобесие, или чревоугодие, страсть к многоядению до пресыщения в пищи и питии, объедение и пьянство;
б) гортанобесие, страсть к лакомству.
2) Сладострастие, которое обнаруживается в разных видах, каковы:
а) малакия (онанизм);
б) блуд и другие виды плотских грехов;
в) ревнивость как искажение любви, страстное желание одному обладать любовью любимого лица.
II. Похоть очей (1 Ин. 2, 16), или
своекорыстие, которое имеет две отрасли:
1) Корыстолюбие, страсть к приобретению большего, сверх нужды.
2) Скупость, хранение приобретенного без употребления.
III. Гордость житейская (1 Ин. 2, 16), которая:
1) любуется собой, своими совершенствами;
2) желает нравиться другим, даже заставляет других любоваться своими совершенствами, уважать их;
3) отвращается от других; сюда относится высшее проявление самолюбия.
Отсюда происходят:
а) самопревозношение (высокая мечтательность о себе), самодовольство, услаждение своими совершенствами, самообожание;
б) почитание себя лучше других, а от этого - презрение, уничижение других или надменность, высокомерие.
Отсюда происходят:
а) честолюбие как отражение любования нашими совершенствами, оправдание нашего самоцена. Сюда относятся: искательство, тщеславие, т.е. стремление к отличиям, хвастовство или самохвальство, выставление своих дел напоказ, лицемерие. Высшее проявление честолюбия - славолюбие. От искательства происходят: спесивость, человекоугодие, пресмыкательство; от тщеславия - величавость, пышность, при богатстве - роскошь и т.п.;
б) властолюбие - это страсть к преобладанию, порабощению себе других.
Полное отрицание человеколюбия, желание всем зла и готовность всегда делать зло насилием, соблазном, совращением с пути добра, страстное услаждение страданием других - это злость.
склонностей, происходящих от самолюбия
От пресыщения, особенно от пьянства, усиливается сладострастие; а от того и другого происходят, кроме разных грехов в мыслях, словах, поступках, расслабление духа и тела, огрубение сердца, леность, беспечность, холодность к Богу, религии и своему спасению. Отсюда - грусть, тоска, печаль, уныние и проч. Хотя они являются больше болезнями души, но считаются грехом в той мере, в какой человек добровольно предается им или допускает их причины и не принимает мер, чтобы освободиться от них.
На почве чувственности возникает и возрастает также страсть к забавам, играм, танцам, публичным зрелищам, увеселениям и т.п. Это происходит вследствие превратного направления инстинктивной потребности в движении и легкого возбуждения душевных и телесных сил для их развития и укрепления.
От своекорыстия происходят: недовольство своим состоянием, зависть к счастью других, бессердечность, при приобретении богатства - неправда, обман, насилие и т. п.; беспокойство, скорбь о потере вещей и т.д. Впрочем, трудно найти порядок происхождения слепых страстей, последовательность их развития. Иногда они происходят от двух или от трех главных страстей сразу (т.е. похоти плотской, своекорыстия и гордости) и обнаруживаются в разнообразных греховных действиях.
Отсюда происходят:
а) самоугодие, своенравие (капризность), упрямство (желание настоять на своем мнении и прихотливом желании, с отвержением мнения и желания других), ропоте на Бога и людей и проч.