On the eve of confession
Полное отрицание человеколюбия, желание всем зла и готовность всегда делать зло насилием, соблазном, совращением с пути добра, страстное услаждение страданием других - это злость.
склонностей, происходящих от самолюбия
От пресыщения, особенно от пьянства, усиливается сладострастие; а от того и другого происходят, кроме разных грехов в мыслях, словах, поступках, расслабление духа и тела, огрубение сердца, леность, беспечность, холодность к Богу, религии и своему спасению. Отсюда - грусть, тоска, печаль, уныние и проч. Хотя они являются больше болезнями души, но считаются грехом в той мере, в какой человек добровольно предается им или допускает их причины и не принимает мер, чтобы освободиться от них.
На почве чувственности возникает и возрастает также страсть к забавам, играм, танцам, публичным зрелищам, увеселениям и т.п. Это происходит вследствие превратного направления инстинктивной потребности в движении и легкого возбуждения душевных и телесных сил для их развития и укрепления.
От своекорыстия происходят: недовольство своим состоянием, зависть к счастью других, бессердечность, при приобретении богатства - неправда, обман, насилие и т. п.; беспокойство, скорбь о потере вещей и т.д. Впрочем, трудно найти порядок происхождения слепых страстей, последовательность их развития. Иногда они происходят от двух или от трех главных страстей сразу (т.е. похоти плотской, своекорыстия и гордости) и обнаруживаются в разнообразных греховных действиях.
Отсюда происходят:
а) самоугодие, своенравие (капризность), упрямство (желание настоять на своем мнении и прихотливом желании, с отвержением мнения и желания других), ропоте на Бога и людей и проч.
б) заносчивость, строптивость, вздорность, дерзость, самонадеянность, или, напротив, малодушие, уныние, отчаяние и т. п.
Частные виды злости: а) ненависть, т.е. отвращение к другому человеку; б) зависть, т.е. злость бессильная, скорбь о счастье и благе ближнего, сопровождающаяся желанием сокрушить это благо или воспрепятствовать всякому успеху ближнего; в) мстительность, т.е. ненависть, соединенная с желанием воздавать злом за зло. Мстительность бывает открытая и бурная (гнев) и затаенная, обдумывающая средства мщения (злоба, злопамятность). Отсюда происходят: жестокосердие, зложелательство, злорадство, человеконенавистничество и т. п.
3. См. Чувствования грешника и проч. Духовная беседа, № 12, 1858.
Глава вторая. Призыв к покаянию
Христос призывает грешную душу к Себе 4
Зачем ты, человек, Меня оставил? Зачем от Возлюбившего тебя отвратился? Зачем опять пристал к врагу Моему? Вспомни, как Я ради тебя с небес сошел. Вспомни, как ради тебя Плотью стал. Вспомни, как ради тебя от Девы родился. Вспомни, как ради тебя был Младенцем. Вспомни, как ради тебя смирился. Вспомни, как ради тебя обнищал. Вспомни, как ради тебя на земле пожил. Вспомни, как ради тебя гонение потерпел. Вспомни, как ради тебя злословие, поношение, поругание, бесчестие, раны, заплевание, заушение, насмешки, укоризны принял. Вспомни, как ради тебя к беззаконникам был причислен. Вспомни, как ради тебя позорной смертью умер. Вспомни, как ради тебя был погребен.
С небес сошел, чтобы тебя на небо возвести. Смирился, чтобы тебя вознести. Обнищал, чтобы тебя обогатить. Бесчестие принял, чтобы тебя прославить. Претерпел раны, чтобы тебя исцелить. Умер, чтобы тебя оживить.