On the eve of confession

9. Пока проступок мал еще и не созрел, истреби его - прежде, нежели пустит ветви в широту и станет созревать (Преподобный Исаак Сирин).

10. Грех - это горящий огонь. И по мере

уменьшения вещества он угасает, а по мере прибавления разгорается (Преподобный Марк Подвижник).

11. Угашай искру, пока в пламень не возросла, и убивай врага, пока он мал (Святитель Тихон Задонский).

12. Невозможно преодолеть великого, если не победишь маловажного (Преподобный Исаак Сирин).

13. Как бы ни были безобразны и отвратительны грехи, привычка делает их маловажными (Блаженный Августин).

14. Скажи однажды навсегда греху: "Я враг твой", - и при каждом искушении говори каждому лукавому помыслу: "Я - враг твой" (Епископ Мелитопольский Кирилл).

15. Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло (Преподобный Макарий Великий).

16. Велика сила греха, но во сто крат больше сила благодати Божией (Святитель Иннокентий Херсонский).

Что есть грех?

1

Перед исповедью каждому исповедующемуся крайне нужно приобрести уверенность в том, что грех - это величайшее зло для человека. Что есть грех?

а) Это нарушение пресвятой воли Творца. Малое ли дело - стать противником и врагом Существа Всемогущего, Того Существа, в руках Которого находимся мы и весь мир, наша жизнь и дыхание, наше время и наша вечность?

б) Это уклонение на сторону врага Божьего - диавола. Малое ли дело - быть заодно с этим человекоубийцей, сделаться похожим на него в измене истине, заразиться его змеиным ядом?

в) Это ослепление ума, развращение воли, искажение совести, разленение тела. Безделица ли - испортить таким образом все богоподобное существо свое, уклонить его от цели бытия в противоположную сторону и внести в него семя тления и смерти вечной?

Что ожидает грешника в будущем? Ожидает еще большая тьма, еще большее измождение сил, еще большее горе и пагуба, ожидает окончательное лишение всех благ, душевных и телесных, окончательное отвержение от лица Божиего, осуждение на вечное мучение в аду, с диаволом и ангелами его.

Довольно и этих самых простых понятий о грехе, чтобы затрепетать всем существом своим при одной мысли о грехе.

Итак, исповедь необходима. Ибо, трепеща при мысли о своих грехах, как не поспешить к исповеди, когда в ней, силой Премудрости Божией, открыт путь к примирению нас с Богом и своей совестью, и за одно чистосердечное признание своих беззаконий и раскаяние в них подается полное прощение? Поистине, мы должны были бы спешить к исповеди и тогда, когда в ней требовалось бы даже самое тяжелое и трудноисполнимое для нас, ибо лучше все претерпеть и всего лишиться, чем оставаться врагом Богу и другом диаволу.

Но от нас ничего подобного не требуется, а требуется только самое необходимое - чтобы мы исповедали свои грехи, показали отвращение к ним, решили оставить их навсегда и в настоящем воздать, чем можем, за прошлое. И от этого удаляться? И это считать трудным? И ради этого оставаться в грехах? Что же значит после этого наше покаяние? Где ненависть к греху? Где любовь к Богу, к себе?

Скажем же и мы со св. Давидом: Благо есть исповедаться Господу (Пс. 91, 2), - и поспешим к святому аналою, как преступники спешат к тому месту, где объявляется прощение и царская милость.

1. Из проповеди святителя Иннокентия Херсонского. Т. III. 1873. С. 117.