On the eve of confession

Только милость Царя Небесного выше ее, и бесконечно выше. Ибо, совершив грех, мы заслу-живаем смерть не только временную, но и вечную; и дабы нам избавиться от нескончаемых казней, бесконечная благость указывает средство, не менее легкое для нас. Это средство - чистосердечная исповедь перед служителем Церкви, она опять вводит вас в число чад Божиих.

54. Из книги свящ. Григория Дьяченко "Ежедневные поучения". Т. III. 1897.

Должно исповедоваться так, как будто мы исповедуемся последний раз в жизни

55

Жертва Богу - дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит

(Пс. 50, 19).

Опять день покаяния и исповеди! Еще раз раскроем мы перед Всеведущим мрачный свиток наших деяний, еще раз услышим от лица Его прощение во всем, содеянном нами, и пойдем в дом свой оправданными! Так неистощимо милосердие к нам Господа нашего!

Правда Его могла бы отвергнуть наше нынешнее покаяние: могла бы сказать нам, что так как мы столько раз приносили покаяние и столько же раз принимали прощение, но не перестали оскорблять ее грехами нашими, то и ей остается уже вооружиться против них судом и казнью, а не миловать напрасно рабов преступных и лукавых. Но так с нами не поступят: перед Престолом этой Правды мы и ныне обретем ту же милость, ту же любовь и всепрощение.

Чувствуешь ли это, душа грешная? Чувствуешь ли, что ты давно стократно достойна ада, а тебе снова отворят рай и царствие небесное? Берегись же, чтобы эта милость не была явлена тебе в последний раз!

Да, братья мои, на земле нет никого, кто бы мог сказать нам наверняка, что сегодняшняя исповедь наша - для нас не последняя. Это мог бы сделать только Тот, в деснице Которого ключи ада и смерти (Апок. 1, 18), благодаря Которому мы все живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). Но Он Сам, ограждая нас от беспечности, благоволил возвестить нам в Своем Евангелии, что день и час Его пришествия к нам, а также и нашего отшествия к Нему должны оставаться тайной для нас.

После этого каждый, кому дорого спасение души своей, должен исповедоваться так, как бы делал это последний раз в жизни.

Как бы мы исповедовались, будучи на смертном одре? Исповедовались бы с глубочайшим сокрушением духа и совершенным омерзением ко греху, который тогда потерял бы для нас всякую привлекательность; исповедовались бы всецело, ничего не скрывая, ибо что таиться перед смертью? Исповедовались бы с твердой решимостью не уклоняться больше на сторону лжи и беззакония, ибо тогда во всей силе открылась бы перед нами необходимость жизни чистой и святой.

Поступим же теперь точно так же, как мы поступили бы на смертном одре. Раскроем перед Всеведущим всю душу и сердце, все тайные страсти и греховные вожделения. Пусть милосердие Божие узрит все язвы и всю гнилость нашего внутреннего человека; оно узрит их только для того, чтобы тем совершеннее исцелить их. 56

А для утверждения себя в этом необходимом подвиге, для ограждения себя от новых соблазнов жизни, от новых нападений со стороны страстей, возьмем с собой от святого аналоя, в напутствие жизни память смертную, ибо не напрасно сказано Премудрым: Помни конец твой, и вовеки не согрешишь (Сир. 7, 39).