Новомученики балканские

"Святые мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся, молитеся ко Господу помиловатися душам нашим". При чем тут мученики? Да притом, что вступающие в брак от широкого пути страстей и похотей, какими живет мир, переходят на узкий путь воздержания и целомудрия, так что уже “

жена не властна над своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена” (1Кор. 7-4) . Супруги несут крест воздержания от порочных похотений, крест перенесения немощей и недостатков друг друга, крест воспитания детей. Если они твердо несут свои кресты, не перекладывают их на других и не бросают, то они действительно мученики и получат от Господа нетленные, небесные венцы.

Также жизнь в девстве есть мученичество. Если брак

"укрепляет и исправляет готового пасть" , то девство подразумевает постоянную брань с неразумной похотью.

"Здесь надобно идти по раскаленным угольям и не обжечься, выступить против меча и не быть раненным, ибо сила похоти так велика, как сила огня и железа, и, если душа выступит не приготовленною и не будет противиться ее влечениям, то скоро погубит себя... День и ночь у нас помыслы должны пребывать вооруженными и быть страшными для постыдных похотей; так как, если они немного ослабеют, дьявол приступит с огнем в руках, чтобы поджечь и испепелить храм Божий". Так что идущие твердо путем девства, сподобятся от Господа мученических венцов.

Для монашествующих послушание есть мученичество. И как второе, так и первое вожделенно не потому, что многотрудно, а потому, что спасительно и ведет к Богу.

Кроме того, монашествующим, но точнее сказать, всем искренне взыскующим Бога, необходимо "мученичество совести" (т.е. чтобы устоять в требованиях совести) .

Конечно, здесь не о том речь, что нет разницы между подвигами. По учению преп. Синклитикии, в притче о Сеятеле (Мф. 13, 3-9) под семенем, принесшим урожай во сто крат, подразумеваются монашествующие, в шестьдесят крат — подвизающиеся в девстве, в тридцать крат — живущие в воздержании супруги . И если есть возможность выбора, если жизненный путь еще окончательно не определен, то самым серьезным образом нужно, взвесив силы, избрать крест по плечу, не так, чтобы быть осмеянным, как оный строитель, который начал строить и не смог закончить постройку (Лк. 14, 28-29); и не так, чтобы быть осужденному Судьей за скрытие таланта (Лк. 19, 22-23). Но те, чей жизненный путь уже определен, должны именно на своем пути подвизаться и нести те кресты, какие им ниспосланы промыслом Божиим.

Как видим, в любом звании и чине, те, кто живут по—христиански, своей жизнью подражают мученикам, прославляют их память и любят внимать повествованиям о мучениях и исповедничестве, чтобы и самим тверже противиться врагу и учиться терпению прежде бывших страстотерпцев.

Итак, “