Новомученики балканские

Николай отвечал откровенно, без всякой робости:

– Сегодня, давая мне урок, учитель мой подал мне этот лист и попросил его прочесть. Я же, не зная, что это ваше салавати, прочел, поскольку доверяя своему учителю, подумал, что обязан прочесть данное мне задание.

Наместник ответил:

— Поскольку, Николай, ты прочел салавати, то должен стать турком, и я тебе дам большую должность, какую хочешь, я тебя обогащу, прославлю перед царем.

Святой же ответил:

– Я христианин, и верую в Христа моего как в Бога истинного, почести же и должности, какие ты мне предлагаешь, мне не нужны. От Христа моего я не отрекусь, в Христа моего верую и за имя Его умру. Турком не стану.

так святой подтвердил истинность слов Владыки Христа, говорящего: "

Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте, но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святой" (Мк.13:11).

Наместник, увидев, что ничего не достиг, приказал связать сзади Николаю руки, привязать его к колонне, и сказал ему:

– Николай, ты видишь, что мы с тобой сделаем, стань же добрым турком.

Но святой отвечал:

– Ты во власти делать, что хочешь, я христианин. Не говорится ли в ваших книгах, чтобы насильно не делать никого турком?

Тогда наместник приказал его обрезать, надеясь, что этим они его убедят исповедать их религию истинной. Но блаженный возгласил еще более уверенно:

— Что меня обрезуете? Я христианин, верю в Христа моего как в Бога истинного, если и все тело мое изрежете на маленькие кусочки, Христа моего не отвергнусь, в Него верую, Ему поклоняюсь, Его имею Помощником, Который стоит невидимо и меня укрепляет.

Турки уговаривали его:

– Николай, скажи салавати, мы тебя обрезали, ты теперь турок.

Святой же отвечал:

– Ложь вы говорите, я христианин и во Христа моего верую.

О, блаженный глас блаженнейших уст, который воссиял светлее солнца! Наместник, видя, что и обрезанием он ничего не достиг, приказал отвести его в тюрьму убийц, запретив тюремщикам давать ему воду и хлеб.

В тюрьме мученик пробыл 65 дней, затем его вызвали из нее, привели к наместнику радостного и веселого, как будто он был на пиру. Его обвинители сказали:

– Или становись турком, или умрешь.

Опять наместник спросил его, не раскаялся ли он и не согласился с магометанской верой. Но мужественный воин Христов с большим дерзновением ответил:

— Христианин я и во Христа верую, Христа моего не отвергнусь, если и тысячи мучений мне причините.

И опять было приказано ввергнуть его в тюрьму и часто бить. Когда святой находился в тюрьме и был жестоко избиваем зверонравными палачами, к нему пришел богатый мусульманин и предлагал дать ему в жены свою дочь, огромное приданное, дорогостоящую мастерскую, почет и славу, если он станет турком. Но все это мужественный Николай вменил в сон и тлен, говоря:

— У меня есть богатое пристанище внутри моего сердца, вера Христу моему, и мне уготован на небесах прекрасный чертог, слава неувядаемая, неистощимое наслаждение и царство нескончаемое, малой части которых не достоин и весь мир. Все это обещал Пресвятой Бог даровать тем, которые Его любят и не отрицаются Его, чтобы они жили в царстве Его и соцарствовали Ему во веки.

Услышав такое, мусульманин вернулся ни с чем.

После этого, по приказу наместника, святого вывели из тюрьмы и привели к судье. Судья же, видя блаженного таким юным, а лицо его сияющим, начал ему льстить и говорить с притворной кротостью: