На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав

Предисловие

Обязаны мы, возлюбленные, по словам Апостола, увещевать и упрашивать друг друга (1Сол.5:11). В другом же месте сказано: ведущему добро творити, и не творящему, грех ему есть (Иак.4:17). Но послушай, что и Пророк говорит: се устнам моим не возбраню (Пс.39:10). Итак умоляю вас, примите совет и моей худости. И если погрешил я в слове; извините меня, человека неученого и грешного. Если же слова сказаны правильно; то это - дело благодати. И потому так как благодать подает нам слово, не должно возбранять устнам. Ибо Господь и леность поставил в одном ряду с лукавством, сказав: рабе лукавый и ленивый, подобаше тебе вдати сребро Мое торжником: и пришед, Аз взял бых свое с лихвою (Мф.25:26.27).

Да подаст Господь нам, приявшим слово, сотворить и принести Господу плоды благоприятные. Ему слава во веки веков! Аминь.

Глава 1

Слушай, возлюбленный, пришедши с тем, чтоб стать монахом, решился ты отречься от мира. Если совершишь сие законно, то возрадуются о тебе не только люди, но и Ангелы Божии, как написано: радость бывает на небеси о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесятих и девяти праведник, иже не требуют покаяния (Лк.15:7.10). Итак, если законно ты начал, законно и соверши. Прежде нежели облекся в сей образ, знай, что идешь на подвиг. И с кем у тебя брань? Слушай того, кто говорит: несть наша брань к крови и плоти, но к началом, ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Сего ради приимите вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют (Еф.6:12.13). Итак не изнемогай в своем течении, пока не получишь награды. Возненавидел ты мир? Питай ненависть и к кичливости его. Отверг временное богатство? Отвергни и гордыню богатства. Стал чужд родителям по плоти? Пребывай в отречении, мужественно перенося труды добродетелей. Ибо отречением называется не то, которое на один день сделано, но которое продолжается до смерти. Если хочешь действительно стать победоносцем, то учись переносить труды добродетелей мужественно, с мудрою кротостию. Скажу для примера: обиженный низшими, не гневайся; уничижаемый, переноси; заушаемый, терпи; оклеветанный, будь великодушен; лишенный принадлежащего тебе, благодари. Посмотри на согражданина своего (разумею нищего Лазаря): в какой скудности и в каком труде терпел он для Господа? Взираше бо на мздовоздаяние (Евр.11:26), по написанному: недостойны страсти нынешняго времени к хотящей славе явитися в нас (Рим.8:18). И ты, возлюбленный, возжелав сподобиться ублажения от Господа, иди путем смиренномудрия; и Господь даст тебе венец жизни, егоже обеща любящим Его (Иак.1:12). Ему слава во веки! Аминь.

Глава 2. Притча

Два человека пошли в город, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, встретилось им на дороге место, на котором были рощи, и в них росли тенистые дерева, текли ручьи вод, и было много приятных местоположений. Когда путники увидели это; один, поспешив видеть город, прошел по этому месту скоро, а другой остановился посмотреть, и отстал. Потом и ему хотелось выйти из-под древесной тени; но побоялся зноя. Пока же медлил он на месте, наслаждаясь приятностию его, вышел зверь, живущий в этом лесу, схватил его, и увлек в свое логовище. Между тем другой, который не был нерадив, и не развлекался красотою дерев и места, достиг города.

Брат говорит: "желаю слышать объяснение на это; потому что не понимаю, что такое значить". Слушай, говорят, при содействующей нам благодати. Два человека - это вступившие на путь благочестия, и начавшие подвизаться на оном. Враг же, намереваясь остановить их в шествии, приносить в них бесовские пожелания: тщеславие, любоначалие, гордость и все тому подобное. И кто поспешил достигнуть почести вышняго звания о Христе (Фил.3:14), тот не задержан этим. А развлекшийся красотою дерев и места означает человека, который от невидимого склонил ум свой к видимому. Зной - это труд добродетелей. А что человек замедляет на месте, и делается добычею зверя, это значит - останавливать помысл на вожделении земного; и из этого вожделения подобно лютому зверю выходит грех, и овладевает человеком, как написано: похоть заченши раждает грех: грех же содеян раждает смерть (Иак.1:15).

Посему, возлюбленные, будем бегать мирских похотей, чтоб снова не соделаться нам рабами греха. Ибо Спаситель говорит: аминь глаголю вам: всяк творяй грех, раб есть греха (Ин.8:34). Будем служить благоугодно Богу, нас освободившему; не станем обольщаться тлетворными страстями, и обращать внимание на благолепие одеяния, или кукуля, или пояса, или аналава, но устремимся к тому, что смиренно и не тщеславно, что прилично святым. Ибо тем, которые подчинили себе важнейшее, не прилично уступать над собою победу самому маловажному. Всегдашним же у нас попечением да будет то, чтоб внутренний наш человек благоугождал Испытующему сердца и утробы (Пс.7:10); а бесполезным пренебрежем. Ибо никтоже может двема господинома работати (Мф.6:24), по слову Владычнему. Кто учась плотничному делу, вместо скобели добывает себе копье? Или кто, желая успеть в смиренномудрии, домогается суетной славы? Или кто, вожделевая небесного, не пренебрежет земным?

Господь же да даст нам и делать и мыслить угодное Ему! Ему подобает слава во веки! Аминь.

Глава 3. О плотской брани

Если востанет в тебе плотская брань; не бойся и не упадай духом, чтоб не придать против себя смелости врагу; и он посеет в тебе какие-нибудь свои мысли, и будет говорить: "не возможно прекратиться в тебе разжжению, если не удовлетворишь своей похоти"; чтоб, уязвив тебя, стать ему против тебя и посмеяться над твоею слабостию. Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву свою пред благостию Его, и Он услышит тебя, и возведет тебя от рова страстей, то есть, нечистых помыслов, и от брения тины, то есть, гнусных мечтаний, и поставит нозе твои на камени святости (Пс.39:1-3), и узришь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай помыслом, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладии; потому что пристань жизни близко. Еще глаголющу ти, речет: се приидох (Исх.58:9); но выжидает, чтоб увидеть твой подвиг, точно ли даже до смерти противоборствуешь греху. Итак не малодушествуй; Бог не оставил тебя. Он взирает на твой подвиг; смотрят на оный и лик святых Ангелов, и толпа бесов. Ангелы подают венец побеждающему; бесы покрывают стыдом побежденного. Много борения у Ангелов за тебя, возлюбленный; много усердия у бесов против тебя, Христолюбец. Итак, будь внимателен к себе, не опечаль своих, и не обрадуй чужих. Своими же называю святых Ангелов, а чужими - нечистых бесов.

Для очей Божиих нет скрытного места, возлюбленный, нет тьмы в очах Господних, брат. Да не обольщает тебя противник; близ ног Божиих стоишь ты. Не пренебрегай этим. Ибо написано: небо Мне престол, земля же подножие ногама Моима (Деян.7:49). Не расслабевай помыслом, но мужайся; Помощник близко. Послушай, что говорит Пророк: вси языцы объидоша мя, и именем Господним противляхся им: объишедше объидоша мя, и именем Господним противляхся им: объидоша мя яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии: и именем Господним противляхся им. Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя. Крепость моя и пение мое Господь, и бысть ми во спасение (Пс.117:10-15).