«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

убо части души прочитанная, и хранения духовная, и молитву. Яростней же и любовь духовную, – ненависти противолежащую. Похотей

же, целомудрие и воздержание. Плотской же —

пищу и одеяние, токмо нужнейшая».

Что можно сказать о душевном состоянии самолюбивого?

Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство он есть идолопоклонник, раболепно служащий страстям своим. Он враг Креста

Христова и нарушитель Евангелия, забыв Бога

и не имея в виду святого закона Его, он не печется о своем спасении, а напротив, делает

все то, что приятно чувствам и растленной его

воле, он больше сластолюбец, нежели боголюбец. Роскошь, объядение и пьянство — суть его

утешения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп,немилосерд, гневлив, памятозлобив и столько

привержен к временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в печаль, и в

самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для

Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от человеков. Его сердце – исполнено гордости и тщеславия, и горе

человеку тому, если Господь не избавит его от

сего зла!

От чего раздражается это жалкое самолюбие?

От духовного воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского подущения.

246 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 247

В чем оно более укрепляется?

В неверных — безверием, а в нас, верных, —

нерадением. Нерадивый мало-помалу, снисходя

своим склонностям, приходит наконец в крайнее самолюбие.

Какой вред бывает от самолюбия?

Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит

Бог временные наказания. А если таковой человек не исправится, то не избежит во аде вечных

мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.

Чем вообще опасно самолюбие?

Корень всякого беззакония есть самолюбие.