«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
убо части души прочитанная, и хранения духовная, и молитву. Яростней же и любовь духовную, – ненависти противолежащую. Похотей
же, целомудрие и воздержание. Плотской же —
пищу и одеяние, токмо нужнейшая».
Что можно сказать о душевном состоянии самолюбивого?
Сожаления достоин и несчастен тот, кто побежден самолюбием. Несмотря на свое христианство он есть идолопоклонник, раболепно служащий страстям своим. Он враг Креста
Христова и нарушитель Евангелия, забыв Бога
и не имея в виду святого закона Его, он не печется о своем спасении, а напротив, делает
все то, что приятно чувствам и растленной его
воле, он больше сластолюбец, нежели боголюбец. Роскошь, объядение и пьянство — суть его
утешения. Он сребролюбив, вещелюбив, скуп,немилосерд, гневлив, памятозлобив и столько
привержен к временным благам, что, не получая или лишаясь их, погружается в печаль, и в
самую безутешную. В духовных подвигах он нерадив. А если и творит иногда добро, то не для
Бога, не для спасения души своей, а единственно для получения славы от человеков. Его сердце – исполнено гордости и тщеславия, и горе
человеку тому, если Господь не избавит его от
сего зла!
От чего раздражается это жалкое самолюбие?
От духовного воспитания, от своего нерадения, от обращения с самолюбцами, от диавольского подущения.
246 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 247
В чем оно более укрепляется?
В неверных — безверием, а в нас, верных, —
нерадением. Нерадивый мало-помалу, снисходя
своим склонностям, приходит наконец в крайнее самолюбие.
Какой вред бывает от самолюбия?
Самолюбие, отлучив ум и сердце от Бога, ввергает человека во все злые страсти, пороки и беззакония, за которые достойно и праведно наводит
Бог временные наказания. А если таковой человек не исправится, то не избежит во аде вечных
мук, как видим из притчи о богатом и Лазаре.
Чем вообще опасно самолюбие?
Корень всякого беззакония есть самолюбие.