«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

От обращения и бесед с женским полом:

Масло питает свет светильника, а сласти распаления разжигает беседа женска. С мужатицею отнюдь

не сиди, и не медли с нею в вине, да некогда приклонится душа твоя на ню, и духом твоим поползнешися в пагубу (Сир. 9: 10).

От нехранения чувств, а особливо зрения,слуха и осязания: Отврати око твое от жены красныя и не назирая чуждые доброты. Добротою женскою мнози прельстишася и от сея похоть яко огнь

разгорается (Сир. 9: 8).

«А иногда и за гордость попускается на человека брань блуда по Божию смотрению, да смирится чрез нее человек», — пишет святой Иоанн

Дамаскин.

Правду ли говорят иные, что не имеют блудной

брани?

Сии глаголющии имеют в себе страсти тонки, горши и вящщи блуда, и держай в тех диавол не борет их блудом: зане тщеславие и гордыня, празднословие и клевета, и осуждение,и зависть, и глумление, и смех наполняют меру

блудную и место1.

Какой признак блудонеистовой души?

Сие есть знак чрезмерной похоти, чтоб как

на одушевленныя, так и на бездушныя вещи неистовится. И предельную похоть означает во

бдении от нечистых помыслов оскверненну быти истечениями.

1 Архим. Фотий (Спасский). Первые шаги к Богу. Киев:

Оранта, 2008.

250 ПРОТОИЕРЕЙ ВАЛЕНТИН МОРДАСОВ ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ, БАТЮШКА? 251

Что происходит от любодеяния?

Вред душе и телу, и совершенная пагуба человеку. Кто бы то ни был зараженный похотением,он лишается благодатного света, помрачается в

своем разуме, развращается в воле, теряет стыд

и совесть и по плотскому мудрованию своему, все

делает как изумленный: В злохудожную бо душу не

внидет премудрость, ниже обитает в телеси повинном греху (Прем. 1: 4). А таким образом человек

этот, лишаясь Божественной помощи и всякой

благодатной силы исполнить закон, уловляется

злобною хитростию диавола, впадает в разные

роды блужения и во многия пороки и беззакония, предается зависти и производит ссоры,брани, убийства, за что и навлекает на себя мщение Господне во временных и вечных казнях.