«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Здание в сердце. На сердечные делания и обратите внимания свое (то есть чтобы не раздражаться, не обижаться, не осуждать, прощать, отвергать худые мысли и греховные желания и т.п.).
65. Как быть, если руководителя нет?
Правду говорит Н., что ныне нет настоящих руководителей. Однако ж, с одним Писанием и отеческими уроками оставаться не следует. Необходимо вопрошение! Старец Паисий так решил: два или три единомысленных составят союз, и друг друга вопрошают, ведя жизнь во взаимном послушании, со страхом Божиим и молитвою (свт. Феофан Затворник).
66. Какая милостыня бывает?
Милостыню и помощь христианин может оказывать не только материально, но и своими знаниями, трудом, советом и другим (свт. Феофан Затворник).
67. Как лучше спрашивать старцев: одного или многих?
Никогда не следует об одном и том же деле вопрошать разных руководителей и не вопрошать опять того же самого, потому что самый первый ответ идет от Господа, а второй — от рассуждения человека в старце... Всякий вопрошающий принимает на себя знак смирения, и этим подражает Христу.
68. Что есть богомыслие?
Богомыслие есть в мысли держание какой-либо истины: воплощения, крестной смерти, воскресения, вездесущия и прочих — без всякого направления мысли (свт. Феофан Затворник).
69. Каких руководителей должно вопрошать?
Святой Петр Дамаскин говорит о себе: "Много я получил вреда от неопытных советников". Посему весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных; а неопытных — опасно, потому что они не имеют рассуждения.
70. Как Бога представлять? На небе, в себе или еще как?
Никак. Приобрести навык стоять в убеждении, что Бог везде есть и, следовательно, в тебе, и видит все твои сокровенности; и в сем убеждении держи себя благоговейно пред невидимым Богом, без всяких Его воображений. Но молись, чтобы Бог Сам научил тебя сему (свт. Феофан Затворник).
71. Какая жертва Богу главная?