«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 

При всяком богоугодном деле бывает по действию врага искушение; а чем дело более спасительно, тем сильнее устремляется враг на человека, дабы разрушить доброе дело.

 

950.  Чем приобретается страх Божий?

 

Страх Божий приобретается усердной к Богу молитвой и частыми размышлениями о разлучении души с телом и о будущей участи, неминуемой каждого из живущих на земле.

 

951.  Можно ли при согрешении досадовать и роптать на себя?

 

Если что не исполнили или согрешили, то отнюдь не досадуйте, не ропщите на себя, а тотчас ухватитесь за смирение. Проси у Господа прощения: так и во всем делай, то проси помощи, то проси прощения.

 

952.  Как смотреть на самооправдание?

 

Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.

 

953.  Чем отгоняется смех?

 

Смех отгоняется памятованием о Боге и Страшном суде.

 

954.  Должно ли осуждать себя при удобстве и покое?

 

Должно осуждать себя, когда услаждаемся в сердце удобством келлии или телесным покоем.

 

955.  Как смотреть на наряды и украшения тела?

 

Наряды оскорбляют Бога, украшения тела — диавольское изобретение.

 

956.  Какое действие оказывает на человека излишний сон?

 

Сонливый человек то же, что растение в тени: вял, уныл, бледен, недеятелен.

 

957.  Можно ли худое говорить для назидания?

 

Если ты узнала худое — нее говори другим, хотя бы и под предлогом назидания. Худое не назидает, а развращает и подает дурной пример. Итак, да не возглаголют уста твои худых дел человеческих.

 

958.  Какие добродетели выше: душевные или телесные?

 

Поскольку душа несравненно выше тела, постольку и душевные добродетели, особенно богоподражательные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных, хотя, не знаю почему, ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства избегают, но равнодушно смотрят на гораздо более важные душевные пороки — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол — сребролюбие.

 

959.  Какие бывают помыслы?

 

Помыслы бывают трех родов: человеческие, Ангельские и бесовские. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце от них бывает мир и тишина, даже некоторое веселье. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Мысли бесовские: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение.