«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
951. Можно ли при согрешении досадовать и роптать на себя?
Если что не исполнили или согрешили, то отнюдь не досадуйте, не ропщите на себя, а тотчас ухватитесь за смирение. Проси у Господа прощения: так и во всем делай, то проси помощи, то проси прощения.
952. Как смотреть на самооправдание?
Самооправдание низводит человека в ад, отсечение же его приводит в умиление.
953. Чем отгоняется смех?
Смех отгоняется памятованием о Боге и Страшном суде.
954. Должно ли осуждать себя при удобстве и покое?
Должно осуждать себя, когда услаждаемся в сердце удобством келлии или телесным покоем.
955. Как смотреть на наряды и украшения тела?
Наряды оскорбляют Бога, украшения тела — диавольское изобретение.
956. Какое действие оказывает на человека излишний сон?
Сонливый человек то же, что растение в тени: вял, уныл, бледен, недеятелен.
957. Можно ли худое говорить для назидания?
Если ты узнала худое — нее говори другим, хотя бы и под предлогом назидания. Худое не назидает, а развращает и подает дурной пример. Итак, да не возглаголют уста твои худых дел человеческих.
958. Какие добродетели выше: душевные или телесные?
Поскольку душа несравненно выше тела, постольку и душевные добродетели, особенно богоподражательные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных, хотя, не знаю почему, ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства избегают, но равнодушно смотрят на гораздо более важные душевные пороки — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол — сребролюбие.
959. Какие бывают помыслы?
Помыслы бывают трех родов: человеческие, Ангельские и бесовские. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце от них бывает мир и тишина, даже некоторое веселье. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Мысли бесовские: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение.