«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Должно осуждать себя, когда услаждаемся в сердце удобством келлии или телесным покоем.

 

955.  Как смотреть на наряды и украшения тела?

 

Наряды оскорбляют Бога, украшения тела — диавольское изобретение.

 

956.  Какое действие оказывает на человека излишний сон?

 

Сонливый человек то же, что растение в тени: вял, уныл, бледен, недеятелен.

 

957.  Можно ли худое говорить для назидания?

 

Если ты узнала худое — нее говори другим, хотя бы и под предлогом назидания. Худое не назидает, а развращает и подает дурной пример. Итак, да не возглаголют уста твои худых дел человеческих.

 

958.  Какие добродетели выше: душевные или телесные?

 

Поскольку душа несравненно выше тела, постольку и душевные добродетели, особенно богоподражательные, выше добродетелей телесных и душевные пороки тяжелее и пагубнее телесных, хотя, не знаю почему, ускользает сие от разумения многих. Пьянства, блуда, воровства избегают, но равнодушно смотрят на гораздо более важные душевные пороки — зависть, злопамятство, высокомерие, лукавство и корень всех зол — сребролюбие.

 

959.  Какие бывают помыслы?

 

Помыслы бывают трех родов: человеческие, Ангельские и бесовские. Ангельские помыслы всегда добрые и на сердце от них бывает мир и тишина, даже некоторое веселье. А бесовские мысли всегда греховные и в сердце чувствуется смущение. Мысли бесовские: о гневе, о блуде, о сребролюбии, о тщеславии, о гордости и прочих страстях, и всегда в сердце бывает смущение.

 

960.  Какую пользу приносит пост для тела?

 

Святые отцы, Святым Духом движимые, установили посты как для душевной, так и для телесной нашей пользы. Ежели бы без изменения все одну пищу употреблять, скоромную и тучную, то она могла бы прискучить; ожидание праздника не постящимся не приносит такой отрады, как тем, кои приуготовляют себя постом, но не одним телесным, а и духовным. Воздерживаясь от брашен, должно воздерживаться и от страстей.

 

961.  Я хочу застраховаться.