«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

По слову Иоанна Лествичника, бедственно испытывать непостижимые судьбы Божии, и кто на это дерзает, в том обличается недостаток смирения и противное свойство, то есть горделивость. Евангелие тем начинается и оканчивается — покайтесь! А мы ленимся приносить покаяние и вместо этого беремся исследовать то, что выше нас, и что от нас совсем не требуется.

 

972.  Как мне отучиться курить?

 

Привожу совет преп. Амвросия Оптинского: "Советую вам употребить против этой страсти духовное врачевство: подробно исповедуйтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь, причаститесь Святых Таин, читайте ежедневно, стоя, Евангелие, по главе или более; а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска; опять нападет — и опять читайте Евангелие, или вместо этого кладите наедине по тридцать три больших поклона в память земной жизни Спасителя".

 

973.  Имеют ли значение перед Богом характеры?

 

Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом, и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются; Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять, судит о сем нерадении Един ведый тайны сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства.

 

974.  Во время молитвы на меня нападает страх.

 

Страх, бывающий при молитве, считай искушением от врага, который старается отвратить от молитвы всякого желающего молиться. Приступая к молитве, ограждай себя крестным знамением и продолжай молиться, и по времени, милостию Божиею, избавишься от этого искушения, если поменьше будешь гневаться на других и удерживать себя от осуждения.

 

975.  Что хуже: долги или грехи?

 

Долги хуже грехов: в грехах покаешься — и Бог простит, а за долги будут истязать не только в настоящей, но и в будущей жизни, от чего да избавит Господь.

 

976.  Как переносить с пользой для души (в разуме) искушения?

 

Если кто перенесет искушение терпеливо и с покорностью, то оно пройдет без вреда; если же он будет скорбеть, роптать, обвинять каждого, то, делая для себя искушение более тяжким, будет только мучить себя, и получит не пользу, но вред; ибо весьма полезны искушения тому, кто переносит их безропотно.