«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

 

Ты пишешь: "Простит ли Господь меня?" Эта мысль диавольская, он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие (схимонах Иоанн).

 

995.  Как поступить, если кого чем-либо огорчишь?

 

Преосвященный Иннокентий Херсонский был чувствителен и мог огорчиться на кого-либо, и сам огорчить: в таких случаях он гасил неудовольствие то тем, то другим подарком.

 

996.  Какую молитву лучше читать, когда находишься в опасности?

 

Лучше всего читать молитву "Отче наш" во всех случаях, особенно в опасностях, угрожающих жизни.

 

997.  Можно ли православным, особенно священнослужителям, посещать мечеть?

 

Как епископ, я не имею права посещать турецкие мечети, но госпиталь обязан (митр. Питирим Петроградский).

 

998.  Что такое "ложная кротость"?

 

Есть кротость лицемерная, притворная, для славы от человек, на время показываемая. Но сия Богу неприятна и человеку душевредна.

 

999.  Что означает "беседа с душою?"

 

Непременно надо каждый день уделять несколько времени на размышление о том, что, может быть, близок уже час, в который душа наша должна разлучиться с телом, — и какая судьба ожидает ее по выходе из тела? Такое размышление, такая "беседа с душою" побудит нас подумать о душе своей и о ничтожестве всего земного, скоропреходящего и заставит стремиться духом к небесному.

 

1000.  Можно ли говорить что-либо поучительное посторонним без их вопрошения?

 

Преподобный Иосиф Оптинский не любил говорить наставления без вопрошения. И древние отцы без вопрошения не говорили ничего, служащего ко спасению, считая это празднословием.

 

1001.  Можно ли что брать у кого, если дают?

 

Можно и принимать. Это тоже знак смирения, как авва Дорофей говорит, но если не имеешь нужды, то, конечно, лучше не брать.

 

1002.  В чем наша ошибка, когда размышляем о святых людях?

 

Весьма часто мы ошибочно думаем, что святые люди, подвижническая жизнь — это нечто далекое от нас, нам недоступное. Этим мы сами ограничиваем себя. В своем ложном смирении мы считаем, что святость — это удел лишь некоторых, а между тем святая жизнь, очищение души — это долг каждого из нас.