«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

1003.  Почему некоторые духовные люди не сажают на свою кровать?

 

Да, действительно, мудрые люди советуют не всякого человека сажать на свою постель, чтобы не подвергнуться его влиянию.

 

1004.  С какого возраста следует поститься детям?

 

Правила нет; но в каждой истинной христианской семье этот вопрос разрешается очень просто: постятся родители — постятся и дети, а если здоровы, то с самого раннего возраста.

 

1005.  Какой самый важный труд в духовной жизни?

 

Это труд над своим сердцем, чтобы оно прощало врагов, чтобы не мстило даже мыслью, чтобы воздавало за зло добром.

 

1006. Какой гнев бывает правильный?

 

Гнев правильный бывает в том случае, если он обращен на грех, на беззаконие, на преступление и появляется в нас естественно, как продукт ревности о славе Божией, сопровожденной не ненавистью или злобой, а полной любовью и участием к ближнему. Такой гнев имеет единственную цель — спасти грешника. "Если кто гневается справедливо, для вразумления и по духовной ревности, тот не будет осужден" {блаж. Феофилакт Болгарский), — всякий же другой гнев осуждается безповоротно.

 

1007.  Угодны ли Богу добрые дела, сделанные по принуждению?

 

Всякие принуждения, хотя бы с целью заставить человека сделать добро, безусловно, запрещаются Церковью, ибо они возбуждают и ожесточают его характер, не принося никакой пользы принуждаемому, ибо добро, сделанное из необходимости, не есть Христианская добродетель.

 

1008.  Отчего колеблются верующие?

 

И верующих колеблют речи Неверов по той причине, что верующие, довольствуясь простой верой, не разъясняют для себя оснований веры (то есть не читают священные книги, не узнают о вере от мудрых, опытных и начитанных верующих). Речи эти застают их врасплох, оттого они и колеблются (свт. Феофан Затворник).

 

1009.  С какого возраста можно рукополагать?

 

Ранее двадцатилетнего возраста не могут быть допущены до священства и потому пусть более основательно учатся, нежели по незрелом обучении будут ждать времени службы без дела и без надзора (свт. Филарет Московский).