«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
1010. Как переменить имя, если при крещении нечаянно дано другое? (Например: неправославное, девочке — мужское?)
Лицо, которому нужно переменить имя, исповедуется и приобщается Святых Таин, причем при исповеди и причащении называется новым именем (свт. Филарет Московский).
1011. Что мне надо знать, приводя и принося детей в храм?
Приводя и принося детей в храм, нужно зорко наблюдать за их благоповедением, чтобы они не препятствовали своим криком и беготней взрослым молящимся.
1012. Почему советуют подвижники сосредоточиваться в себе самом?
Сосредоточенность в себе самом требуется от христианина для того, чтобы не развлекаться миром и не рассеиваться множеством вещей и явлений, но творить краткие молитвы или заниматься богомыслием ("Луг духовный", гл. 130).
1013. Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?
Судя по тому, что больной, над которым совершается Таинство елеосвящения, должен перед елеосвящением приготовиться исповедью (Книга о должн. пресвит. прих., 127), а по совершении Таинства причаститься, нужно думать, что елеосвящение над человеком без сознания невозможно.
1014. Может ли священник повенчать православного с католиком, лютеранином, пашковцем, вообще с сектантом?
Брак с сектантом возможен только после присоединения последнего к Православию.
1015. Можно ли молиться за благотворителя инославного, почтить память его?
Во всех случаях, когда возникает вопрос о православном поминовении инославного христианина, следовало бы помнить, что свт. Филарет Московский не отрицал возможности такого поминовения, но ставил два условия его совершения: непубличность (то есть поминовение только в доме) и отсутствие со стороны усопшего, при жизни его, пренебрежения к вере и Церкви Православной.
Но во всяком случае молитва за иноверца может быть разрешена только местным епископом.
1016. Должно ли нам рисковать жизнью или сохранять себя от безвременной смерти?
Когда Бог явно не определяет нам смерти или когда смерть наша не приносит пользы ни вере, ни Церкви, ни ближним, ни Отечеству, тогда можно ли думать, что Бог, "не хотяй смерти грешнику", могущему обратиться, захотел безвременной смерти людям. Читаем, что свт. Афанасий Великий многократно убегал от гонителей, искавших его смерти. Святой Поликарп Смирнский вышел из храмины, угрожавшей падением и по его исходе подавившей многих. Сам Господь заповедал и ученикам Своим не подвергать себя безвременно опасности, и когда будут гнать их в одном каком-либо городе, то убегать в другой.