«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Не всякое знание угодно Богу и спасительно для души. Свято знание, когда человек узнает о Боге и об обязанностях его к Нему из Слова Божия: "Да знают Тебя, единого истинного Бога" (Ин. 17: 3); а также о тайне своей души для ее спасения, — как победить свои страсти, как спасти свою душу. Не грешно узнавать по своему званию свое искусство, ремесло. Но есть знание греховное — пытливость. Например, когда домогаются узнать о судьбе своей, прибегая к ворожеям, спиритам, гадая по картам и звездам и т. п.; когда познают через книги опасное для души неверие, нечистую любовь; когда узнают тайны ближних своих, не будучи обязаны к тому званием; когда занимают душу свою не исправлением своих грехов, а узнаванием чужих; бывают пусто болтливы, дознаются о тайнах соседа. Святые отцы говорят, что любопытство есть большой грех, от него погибла Ева. Отец Павел Флоренский писал: "Мы осуждаем жадность в пище. Но почему же в таком случае не осуждаем жадность мирского познания (новости, мирская литература, политика и т.п.), и не считаем пороком?" Обуздывать жадность в познании есть такая же добродетель, как полагать предел похотям плоти. Вместе с тем мы теряем драгоценное время и силы при обретении мирской мудрости.
1033. Скажите, что разрешается ради нужды?
Тихон Задонский говорит, что если бы по необходимой нужде голодному случилось и мясо мертвого коня покушать, то он бы не согрешил. Церковь разрешает мирянам совершать Крещение (ради смертной опасности). Священникам совершать литургию дома (или в лесу) на антиминсе или без него на мученической иконе, причащать рвотных больных маленькой частицей-крупинкой (свт. Димитрий Ростовский говорит, что и в самомалейшей частице находится весь Христос), отпевать заочно, ослаблять пост беременным женщинам, кормящим грудью и находящимся на тяжелых работах. Также допускает общую исповедь, немощным, больным и старым заменять обет, данный Богу, через духовника другим обетом.
1034. Осуждается ли человек, который не имеет денег, но имеет желание стяжать их?
Никакой пользы не принесет нам неимение денег, если останется в нас желание стяжания.
1035. Как воспитывать детей?
Святитель Феофан Затворник говорит: "Нерадение о детях есть величайший из всех грехов и в нем крайняя степень нечестия... А одна мать, взятая на время в загробный мир, была судима более за сына, чем за свои грехи... Детям надобно прощать легкомыслие и невнимательность, а не злобу и лукавство... От детей, которых боятся довести до слез даже после их проступков, часто сами родители впоследствии бывают вынуждены плакать... В воспитании не требуется ни излишняя мягкость, ни суровость, — требуется разумность... Не тот мудр, кто умеет наказывать, но тот, кто умеет предохранить от проступков... Оставляй сыну своему не богатство, не золото, не серебро, но христианскую науку; не пышный дом, — но умение терпеть; не знатных, — но добрых религиозных друзей (свт. Иоанн Златоуст). Родители должны всю жизнь ребенка обставлять обычаями Церкви. Сюда относятся, по указанию свт. Феофана, частое ношение детей в церковь, прикладывание к Святому Кресту, Евангелию, иконам, частое осенение крестным знамением, окропление святой водой, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего, прикасающегося к детям, благословение священника, молебны... Бывало, приведут матери причащать ребенка в храм и предварительно ничего не скажут ему ни о Боге, ни о том, куда и зачем его ведут. Стоит мать, молится Богу, а на ребенка совсем не обращает внимания, бегает ли он возле нее или стоит спиной к святым иконам и рассматривает соседей. Лучшее богатство, какое можем мы дать детям своим, это хорошо воспитать их, то есть чтобы имели они нрав добрый.